Киевская власть «паспортным контролем» посягнула на право человека на приватность
Проверка паспортного режима, да еще и с привлечением полиции, конфликтует с правом каждого человека на личную жизнь
Если это произойдет и с марта следующего года киевская мэрия таки будет отправлять своих работников в рейды по частным квартирам, это будет не только грубое нарушение Конституции Украины. Основной закон гарантирует гражданам право свободного выбора места жительства. Но также – право на труд. Поэтому наличие безработных тоже формально можно считать таким нарушением. В общем, кричать о грубом посягательстве на права человека научились популисты, и не только в Украине. Поэтому апеллировать к Конституции в данной ситуации – лишь сотрясать воздух. К сожалению.
Проверка паспортного режима, да еще и с привлечением полиции, конфликтует с правом каждого человека на личную жизнь. Здесь сразу вспоминается советская пропаганда, которая прямо или косвенно легализует тотальный учет и контроль над населением СССР. Например, популярная в конце 1960-х годов детективная лента "Ошибка резидента" содержит большой эпизод, в котором участковый приходит к завербованному иностранной разведкой агенту проверить так называемую домовую книгу. Конечно, милиционер, по сюжету, не знал, что тихий пенсионер – шпион. Такой порядок: узнав, что один человек сдает другому уголок в своей квартире, страж приходит проверить, записан ли в книгу учета квартирант. Если не записан – проблемы имели оба: тот, кто пустил без временной регистрации, и тот, кто живет без нее. Между прочим, за такие нарушения могли судить и лишать свободы после приговора суда.
Другой пример не о шпионах, а о борьбе с уголовной преступностью. Оперативник из популярного советского сериала "Следствие ведут ЗнаТоКИ" вычисляет неуловимого вора простым способом: дает команду проверить, кто из граждан в определенном микрорайоне "играет без прописки". То есть пускает к себе жильца и не ставит его на учет. В другой серии нам показывают нелегальный отель: трехкомнатную квартиру в спальном районе, где скрываются различные сомнительные элементы.
Замечу главное: сдавать "угол" за деньги и получать от этого дополнительный доход преступлением не было, и на часть такого заработка государство не претендовало. Поскольку не существовало частного предпринимательства, не было и налогов с прибыли, кроме единственного, который высчитывали с каждой зарплаты как у инженеров, так и у министров. Такой контроль, а тем более – информация о его существовании, в том числе средствами массовой культуры, подавалась как добродетель власти. И заодно – как эффективный метод как для борьбы с шпионами и ворами, так и профилактики преступности.
"Мы будем с полицией проводить паспортный контроль в домах и квартирах, чтобы понимать, сколько людей легально проживают в квартирах, а сколько не зарегистрированы. Такой контроль планируем запустить весной 2017 года", - объясняет сегодня заместитель председателя КГГА Петр Пантелеев. Но о борьбе с преступностью речь не идет. Раскрою одну тайну оперативно-поисковой работы: большинство притонов в Киеве полиции известны. Здесь квартиры, где изготавливают и хранят наркотики, подпольные бордели, нелегальные картежные клубы и тому подобное. Если молодая семья, которая снимает квартиру в столице, узнает, что рядом – притон, и сообщит об этом в полицию, реакции не будет.
Дело в том, что контроль за притоном действительно позволяет выявлять преступления тяжелее, чем проституция или воровство. Ведь туда приходят убийцы, а теперь – и лица, причастные к совершению терактов, и, не смейтесь, российские агенты. Если мэрия таки внедрит свою инициативу, полиция скорее заинтересуется теми, кто обнаружил подконтрольное преступное гнездо и пожаловался. Потому что если люди квартируют, это означает, что владелец квартиры берет за это деньги, получая незаконный, с точки зрения городских властей, доход. Да еще и такой, с которого полиция ничего не имеет.
Подавляющее большинство жилья в Украине приватизировано. Отдельные квартиры – наследство, которое получили граждане бывшего СССР. Этот актив владельцы могут как продавать, так и сдавать в аренду. Десятки тысяч киевлян превратились в рантье, потому что оказывается, это – чуть ли не единственный способ улучшить материальное положение. И если в доме не варят "ширку", не прячут краденое или взрывчатку или не расчленят труп, правоохранителям туда вход заказан. Тем более – гражданским из мэрии, которые даже не ищут вменяемых объяснений, на каком основании нарушают приватность, а просто анонсируют рейды. Очень похожие по своей сути на полицейские облавы.