Российская пропаганда изобрела новый жанр – трампология
В нем правил современной журналистики и анализа, но есть желание выдать фантазии за реальность.
К примеру, российские агентства и газеты, радио и телеканалы уже которую неделю обсуждают кандидатуры в американское правительство. Кажется, россияне стали меньше интересоваться собственными чиновниками, все их внимание переключено на американцев.
Теперь Митт Ромни популярнее Сергея Лаврова, а биографию Джеймса Маттиса россияне знают лучше жизненного пути Сергея Шойгу. Кто будет государственным секретарем, кто возглавит ЦРУ, кто сядет в кресло главы администрации Дональда Трампа, кто станет его пресс-секретарем. Какой-то невероятно мотивированный интерес – то ли Россия готовится стать одним из штатов и подтянуть свой ВВП хотя бы к ВВП Калифорнии, или все-таки ожидают, что Вашингтон как всегда не даст им умереть с голоду, если такая необходимость появится.
На самом деле, для Кремля существует опасность перестараться в своей «аналитике», россияне могут полюбить конкурентов и стать равнодушными к российскому вождю, почти семнадцать лет выстраивавшему технологию культа личности и всемерного обожания 86-ти процентами населения к ранее совсем не известному чекисту. То ли дело Трамп – известный бизнесмен, экстравагантный, с прической «a la Лукашенко», с молодой красавицей женой, покорившего большую часть американцев откровенностью и неординарностью.
Самый большой секрет – в восприимчивости россиян. В большинстве российских публикаций о Трампе авторы почти не упоминают о его образовании и карьере – обычные слова, перечисление бизнес-проектов, но никакой зависимости карьеры политика от знаний, полученных в школе Кью-Форест, Уортоновской школы бизнеса, Нью-Йоркской военной академии и Фордемском университете, где получена степень бакалавра экономики. Для многих россиян образование, в том числе его качество и престиж, какие дает, к примеру, военная академия, не играют никакой роли для восприятия – они судят о своих полковниках, окончивших советско-российские академии и до конца своей жизни изъясняющихся матом.
В связи с этим появляется желание задать первый вопрос россиянам – вы на самом деле считаете равными человека с заочным юридическим образованием и выпускника четырех учебных заведений, достаточно известных, чтобы переспрашивать об их качестве? Вы полагаете, что бывший портфеленосец мэра Санкт-Петербурга, против которого в начале 1990-х возбуждалось уголовное дело, равен по своему опыту с бизнесменом с 50-летним стажем? С какого перепугу Дональд Трамп должен дружить с Путиным, если ценности 45-го избранного президента США никак не совпадают с ценностями бывшего члена КПСС, майора КГБ СССР и противника демократии и свободы слова?
Второй вопрос к россиянам касается государственного устройства, или системы, которая в России близка к жесткому авторитаризму, от которого к диктатуре всего лишь один шаг, и американской власти, основанной на жестком контроле президента со стороны Конгресса и Сената США. Это не Госдума, принимающая все, что исходит от Кремля, и не Совет Федерации, который не посмеет сказать ни слова против желания Путина. И, конечно, реальная свобода слова: так называемая первая поправка к Биллю о правах Конституции США, определяющая свободу слова, свободу религии, свободу прессы, свободу собраний и право на подачу петиции, была принята еще 25 сентября 1789 года.
В России за 27 лет до принятия Билля о правах дочь саксонского князя Ангальт-Цербстского урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg) сместила с престола своего мужа, императора Петра III и воцарилась во главе Российской империи под именем Екатерина II Великая. Она стала настоящим российским императором, плохо изъяснялась по-русски, но была чрезвычайно властной и беспощадной – не каждой немецкой принцессе удается захватить власть в самой большой стране мира. При ней невероятных размеров выросла коррупция, при ней, как уверяют исследователи, в России появилась пропаганда, когда создавалась видимость активности, но на самом деле российская бюрократия не давала развиваться ни государству, ни государственным институтам.
За два года до провозглашения в США беспрекословной свободы слова, в 1787 году Екатерина II с группой иностранцев в более чем 3000 человек совершила длительный вояж на юг России, чтобы произвести впечатление на европейцев. Затея обошлась российской казне в сумму от 7 до 10 миллионов рублей, по тем временам колоссальные деньги. По пути следования огромного кортежа строили новые здания для проживания царственных особ и сопровождения, ремонтировались старые, была организована инсценировка битвы под Полтавой, в которой участвовало 50 тысяч человек. В это же время в России была засуха и начинался голод. Как и нынешний президент России, его далекая предшественница была скрытна в частной жизни.
Как и сейчас при Путине, императрица ввела жесткую цензуру, подвергая ограничениям литераторов, закрывая неугодные журналы, она распорядилась сжечь весь тираж книги Якова Княжнина «Вадим Новгородский». 4 сентября 1790 года Екатерина II подписала именной указ, согласно которому Александр Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву» был объявлен преступником и приговорен к смертной казни путем четвертования. Позже Радищев был помилован, но стоит лишний раз напомнить, что произошло это за год до того, как в США 15 декабря 1791 года Билль о правах вступил в силу. Выглядит поправка так: «Конгресс не должен издавать никакого закона относительно установления какой-либо религии, или воспрещающего свободное исповедание всякой религии, или ограничивающего свободу слова и прессы, или право народа — мирно собираться, а также просить правительство о прекращении злоупотреблений». С того времени никто не мог посягнуть на этот раздел Конституции, а в 1974 году 37-й президент США Ричард Никсон был вынужден подать в отставку после «Уотергейта», скандала, поднятого журналистами The Washington Post.
Третий вопрос к россиянам – представляете себе президента самой развитой страны в мире с давними традициями демократии поставить вровень с человеком, который вопреки Конституции своей страны третий срок называет себя президентом? Который уничтожил ростки так и не выросшей свободы слова, отменивший выборы губернаторов, сформировавший ручной парламент и сделавший все, чтобы в России не было реальной оппозиции. В стране, в которой масштабы коррупции превышают многие статьи расходов государственного бюджета. В обществе, которое беспрекословно подчиняется культу личности, полагая, что Россия должна жить так, как живет последние 500-600 лет – как при Иване Грозном, Екатерине II, при Сталине.
Немецкие цари Российской империи, голландские инженеры, итальянские архитекторы, французские балерины, судя по заверениям создателей современной идеологии «русского мира», – это и есть их родное, принесенное из-за границы, как и значительная часть современного лексикона русского языка. Искусственность страны есть и в основе создания США, только существенное и главное отличие двух стран в том, что Америка все эти почти 250 лет независимости провозглашала главной ценностью свободу, а Россия всю ее тоже небольшую историю стремилась к несвободе своих граждан.
Больше всего внимания в публикациях о назначениях Трампа последних недель уделяется Рексу Тиллерсону, которого во всех российских и в некоторых западных СМИ называют «добрым другом Путина». Аргументы простые – Путин наградил в 2003 году Тиллерсона орденом Дружбы – за «значительный вклад в укрепление сотрудничества в топливно-энергетическом секторе». А как тогда быть с орденом Победы, которым в 1945 году был награжден будущий президент США генерал Дуайт Эйзенхауэр? Как быть с сотнями американских инженеров, в 1930-х годах, создававших с нуля советскую промышленность? Фирмы США играли ведущую роль в проектировании советских предприятий, а примерно половина оборудования производилась в Германии в основном по американским спецификациям. В целом же советское руководство достаточно высоко оценило вклад иностранных специалистов и рабочих в индустриализацию страны в период первой пятилетки. Многие из них были награждены орденами и медалями. Только в тяжелой промышленности на 1 января 1933 год насчитывалось 6550 иностранных специалистов, причем некоторые из них были награждены советскими орденами, среди них – американцы: главный консультант Днепростроя Хью Линкольн Купер и пятеро его коллег – орденом Трудового Красного Знамени, агроном Джордж Горфилд Макдауэлл, специалисты по тракторной технике Фрэнк Бруно Хоней и Леон Эвнис Сважиан с Харьковского тракторного завода – орденом Ленина и многие другие. В 1934 году за помощь при спасении пассажиров парохода «Челюскин» ордена Ленина были удостоены двое американских авиамехаников Клайд Армстед и Уильям Левери. 18 мая 1945 года посла США в СССР Джозефа Дэвиса наградили орденом Ленина с формулировкой: «За успешную деятельность, способствующую укреплению дружественных советско-американских отношений и содействовавшую росту взаимного понимания и доверия между народами обеих стран».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1945 года «За выдающиеся заслуги в проведении общественных мероприятий в Соединенных Штатах Америки по оказанию помощи населению Советского Союза в войне против общего врага наградить: орденом Трудового Красного Знамени председателя Комитета Помощи России в войне Эдварда Картера и исполнительного директора Фреда Майерса, медалью «За трудовое отличие» экономического директора Давида Вейнгарда и московского представителя Лео Грулио». В годы Второй мировой войны президентом США Франклином Рузвельтом, а также от его имени награждены орденами и медалями «Крест за боевые заслуги армии США», «Легион Почета», «Медаль Почета», «Морской Крест», «Бронзовая Звезда», «За выдающиеся заслуги» сотни советских военнослужащих. Советская пропаганда в большинстве случаев скрывала эти награждения, только 23 июня 1943 года газеты «Известия» и «Красная Звезда» поместили на своих страницах сообщение и списки награжденных, всего 59 человек, в том числе генералы Чуйков, Петров, Баданов.
Орден Дружбы Рекса Тиллерсона – лишь информационный повод, чтобы поднять свое российское самолюбие до небес, с которых как всегда будет больно падать. Но российская пропаганда упорно раз за разом пишет глупости, создавая мифологию, которая довольно быстро превращается в бред. Конечно, это никакая не журналистика, это мечты выходца из ленинградской подворотни, который бы хотел, чтобы американские политики плясали под кремлевскую дудочку. Часто российская пропаганда подхватывает статьи западных критиков Трампа, как будто не понимает, что там, в США, существует конкуренция и есть ангажированные журналисты. Но выдавать желаемое за действительное, называть американцев «друзьями Путина», желать видеть Трампа «пророссийским» – такое не удавалось никому – ни Горбачеву, ни Ельцину. Видимо, дела настолько плохи, что приходится постоянно врать.