Какие шаги предпринимаются, чтобы сместиться со 130-го места в мире по восприятию коррупции? Может быть, мы что-то делаем не так, оставаясь самой коррумпированной страной Европы? Почему у нас ничего не получается в этом плане? Кто мешает и ставит палки в колеса новым антикоррупционным органам? А насколько эти органы независимы? Вообще, есть ли чем похвастаться этим органам или результаты не впечатляют?
Накануне наш доблестный антикоррупционный орган НАБУ, успевший, к сожалению, уже себя дискредитировать за время работы, презентовал итоги года. "То, что удалось нам, такого еще не было", - сравнивая работу НАБУ с опытом зарубежных антикоррупционных органов, заметил глава НАБУ Артем Сытник на пресс-конференции.
Действительно, такого еще не было. Еще в конце прошлого года стало известно о закупках пар зимних носков для спецназа НАБУ по 373 грн, что естественным образом подняло скандал в СМИ. Общество возмутилось не только слишком высокой стоимостью обмундирования, но и отсутствием обоснования и требований к закупкам, вообще непрозрачностью процесса всех закупок у одного единственного поставщика.
Итак, результаты работы НАБУ за год. В суд было передано 44 криминальных дела, по которым более 100 млн. грн вернули в бюджет. Еще более 580 млн грн в качестве предотвращенных хищений. Итого НАБУ сэкономило государству за год более 680 млн грн.
При этом на само НАБУ бюджетом Украины предусмотрены годовые затраты в размере около 500 млн грн. Выходит, что с финансовой точки зрения НАБУ работает в небольшой плюс в размере почти 200 млн грн.
Однако, вдумайтесь, 480 млн грн были сэкономлены на одном случае - предотвращении растраты денег, полученных по Киотскому протоколу. На всех остальных делах НАБУ было сэкономлено всего лишь 208 млн грн. В стране, где коррупция на каждом углу и практически в каждом кабинете чиновника, НАБУ без учета экономии денег по Киосткому протоколу не окупило себя.
Конечно, закоренелые адепты НАБУ, например господин Шабунин, будут доказывать, что мы все врем и НАБУ эффективен, и стоит только посмотреть на арестованные имущества и счета, а там эквивалент миллиардов гривен. Какая же это грязная манипуляция. Ведь эти средства не идут в доход государства. Как раз 8 декабря депутаты провалили голосование по закону о спецконфискации, который бы позволил это изменить.
Можно еще оценивать эффективность НАБУ не деньгами, а обвинительными приговорами, то есть сколько конкретно людей были наказаны за коррупционную деятельность. Все мы понимаем о долгих процедурах в международном праве, но девять приговоров за весь год - это ничтожно слабый результат, учитывая еще тот факт, что все девять приговоров были для мелкой сошки, которую и без НАБУ сажают.
А пока, согласно недавнему исследованию Международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, 72% украинцев считают, что за прошедшие четыре года в борьбе с коррупцией мало что изменилось. И это тоже диагноз новым антикоррупционным органам, которые не смогли изменить ситуацию в лучшую сторону. Это не значит, что НАБУ не нужно - это значит, что НАБУ неэффективно пока что.
* * *
Еще несколько интересных цифр из свежего исследования Transparency International: всего лишь 9% украинцев готовы сообщать о коррупции, 6% будут голосовать за добропорядочных кандидатов и партии, 7% готовы вслух обсуждать проблему коррупции.
Как видим, украинские граждане вообще не настроены на борьбу с главной проблемой общества. В том числе из-за того, что нет лидера, который взял бы на себя ответственность и объявил борьбу с коррупцией национальной идеей. Борьбу с коррупцией на всех фронтах и на всех уровнях. Попытка Михаила Саакашвили с его "Антикоррупционными форумами" выглядела популистской и была обречена изначально ввиду отсутствия власти в его руках, не говоря уже об отсутствии команды. Нет лидера со стратегией и планом борьбы с коррупцией. Даже нет лидера с желанием такой борьбы. Но рано или поздно он появится.