Президент одного срока
Cохраниться и переизбраться на второй срок может только президент, который отвечает за свои собственные полномочия, а не старается контролировать все вокруг.
Президент Петр Порошенко сегодня отмечает половину срока своего пребывания на посту главы государства. Это действительно важная водораздел, который позволяет напомнить, как Порошенко выстраивал здание собственной власти. Когда он был избран президентом, страна уже несколько месяцев жила в режиме парламентско-президентской республики.
По умолчанию подразумевалось, что глава государства станет прежде всего координатором внешней и внутренней политики страны - память о консолидации власти в руках президентской администрации и лично Виктора Януковича была еще слишком свежа, а действия бывшего президента, который сформировал свое первое правительство и изменил Основной закон страны в обход конституционных и регламентных норм, признаны узурпацией.
Порошенко действовал виртуозно. Он доказал, что усиления властных полномочий можно добиваться не с помощью узурпации, а с помощью политических рычагов. Он создал собственную партию, которой благодаря успеху на парламентских выборах и авторитету самого президента удалось сформировать самую большую фракцию в парламенте.
Он смог, не вмешиваясь лично, переформатировать правящую коалицию так, что именно за ним оказался контроль над принятием принципиальных правительственных решений. Он сохранил контроль над Генеральной прокуратурой, несмотря на постоянную критику его кадровой политики в этом принципиально важном для реформ ведомстве - и при этом смог даже усилить политическую составляющую в работе Генеральной прокуратуры.
Он смог добиться замораживания конфликта на Донбассе - что, в общем, было одним из основных запросов общества в период проведения выборов главы государства. Разве все это не позволяет говорить о Петре Порошенко как о успешном политике, которому должны аплодировать даже оппоненты?
Но каждое из президентских достижений таит в себе немалые риски на последующий период. Блок Петра Порошенко - не идеологическая партия и даже не вождистская партия. Это традиционная для украинской политики партия попутчиков. О парламентской фракции БПП я даже не говорю. Мы не знаем наверняка, какие политические взгляды, например, у Грановского, Кононенко, Лещенко или Найема.
Мы даже не знаем, есть ли у этих людей и других депутатов президентской фракции политические взгляды. Но мы знаем, что единственное, что всех их удерживает в одной фракции - это даже не ориентация на личность президента, а просто банальное желание заседать под куполом Рады. Просто мандат - и все. Что многие из этих людей при этом - настоящие враги.
Переформатирование правящей коалиции привело к тому, что основная ответственность за происходящее в стране теперь возложено и населением, и митинговыми политиками лично на президента Петра Порошенко. Если раньше любое ухудшение экономической ситуации было связано с фигурой премьера - и вся антикоррупционная риторика была направлена тоже против него, то сейчас на месте фамилии Яценюка появилась фамилия Порошенко.
И эта фамилия из критических заявлений так быстро не исчезнет по одной простой причине: недовольных последствиями переформатирования коалиции слишком много и президент просто не обладает ресурсами для того, чтобы всех их удовлетворить. И с каждым днем количество недовольных будет только увеличиваться, а критика становиться жёстче и переходит в плоскость откровенного компромата. "Пленки" Александра Онищенко - это только начало.
Контроль над Генеральной прокуратурой - это автоматически ответственность и за антикоррупционной борьбой, и за преследования тех, кто создавал режим Януковича и прямо или косвенно отвечает за трагедии времен Майдана.
Но именно политическая окраска Генеральной прокуратуры не позволит ей действовать иначе, как избирательно - иначе это обрушит всю хрупкую конструкцию президентского влияния. А действовать избирательно - означает нарываться на критику и в стране, и на Западе. В результате президент либо "сожжет" политические перспективы Юрия Луценко, либо приобретёт в его лице еще одного откровенного недоброжелателя. Зная характер генерального прокурора, предположу, что Луценко предпочтёт спасение горению - а значит, конфликт президента с Генеральной прокуратурой - это всего лишь вопрос времени.
Наконец, замораживание конфликта на Донбассе обернулось тупиком - и для Украины в том числе. Мы не можем ни отказаться от подписанных в Минске соглашений, ни выполнять их - так, чтобы это не привело к радикализации внутренней ситуации.
Таким образом, Украина в вопросе о восстановлении своей территориальной целостности может рассчитывать исключительно на развитие ситуации вне Донбасса - в России и на Западе. Мы, таким образом, становимся скорее свидетелями процесса, чем его реальными участниками и стратегии собственных действий относительно оккупированных территорий у нас попросту нет.
Я сосредоточился только на самых явных факторах риска для Порошенко - при желании можно было написать еще о десятке. При этом каждый фактор риска - это результат президентских побед и планов. И из этого можно сделать один очень простой вывод: Петр Порошенко, конечно же, отличный тактик. Но - никудышний стратег. Впрочем, это беда практически каждого украинского политика.
Возникает вопрос - а что же делать, чтобы превратить риски в новые победы? На этот вопрос есть только один ответ, который не понравится Петру Порошенко и никогда не будет им воспринят.
Если президент хочет сохранения или усиления полномочий, у него есть для этого все возможности. Но он так и останется президентом одного срока - или даже сокращённого срока. Президентские выборы он не выиграет, а с поражением на выборах завершится и его политическое влияние. Как это бывает, мы знаем о судьбе Виктора Ющенко. Но у Ющенко не было большого бизнеса, а у Порошенко он есть. Поэтому понятна его заинтересованность в политическом самосохранении.
Но сохраниться и переизбраться на второй срок может только глава парламентско-президентской республики. Только президент, который отвечает за свои собственные полномочия, а не старается контролировать все вокруг. Только политик, который становится символом изменений и национальной консолидации. Только человек, который окружён союзниками, а не попутчиками. Только командный игрок, а не политик, который разбирается в ситуации лучше своего случайного окружения.
Не нужно думать, что Петр Порошенко не знает все это лучше меня. Знает, но не воспринимает. И именно поэтому имеет все шансы сохраниться в украинской политической истории в качестве переходного президента одного срока.