В Украине есть стопроцентный лидер банковской системы — это Приватбанк. На его долю приходятся 36% всех размещенных в Украине депозитов физлиц. Доля государственного Ощадбанка составляет всего 15% от всего количества депозитов в Украине. Другие банки, в том числе и финучреждения с владельцами из Евросоюза безнадежно отстали от Привата, хотя были разговоры, что зарубежные инвесторы принесут в Украину свои новые банковские технологии и сделают чудо.
Что касается рынка кредитования Украины, то на долю Приватбанка приходится 26% всех выданных кредитов в стране, доля государственных Ощадбанка и Укрэксимбанка — всего 10% и 6% соответственно. При этом, по данным на 1 июля 2016 года, доля кредитов в портфеле Ощабанка по классификации категории 4 (безнадежные кредиты) составляет 57% от общего количества выданных кредитов, у Укрэксимбанка этот показатель достигает около 72%, а в Приватбанке — всего 13%.
Получается, что государственные финучреждения находятся в критическом состоянии. Их кредитные портфели фактически банкроты. И поэтому правительству Украины приходится постоянно увеличивать капиталы этих структур, чтобы перекрывать убытки за счет денег госбюджета.
Приватбанк на их фоне выглядит очень привлекательным активом, который всегда есть желание заполучить и иметь доступ к прибыльному большому бизнесу.
На рынке платежных карты Украины Приват тоже лидер. Около 56% всех платежных карточке в Украине выпустил именно он. Доля Ощадбанка — всего 15%. Около 61% всех банкоматов и 59% всех платежных терминалов также принадлежит Привату. На Ощадбанк приходится всего 7% банкоматов и 14% платежных терминалов.
Такая ситуация явно раздражает отдельных лиц, которым обидно, что есть банк, развивающийся даже в условиях кризиса. В вопросах новых банковских технологий Приватбанку нет равных не только в Украине, но на мировом рынке. Только несколько крупных мировых банков могут похвастаться такой же интернет-платформой для осуществления онлайн-платежей, как Приватбанк. Другие украинские банки безнадежно отстали и не могут составить серьезную конкуренцию ему.
В этой ситуации разговоры о том, что нужно национализировать Приватбанк могут вызвать только недоумения. Результаты работы госбанков Ощадбанка и Укрэксимбанка показывают, что государство, как руководитель банка, — неэффективный собственник.
Любой руководитель госбанка является фактически госчиновинком, которого не интересуют клиенты банка, а тем более его доходность. Для него главное вовремя отчитаться и выполнить любые указания НБУ или Минфина, даже если эти указания ведут к росту убытков и проблемных кредитов. Но желание заполучить Приватбанк явно существует среди высшего руководства страны.
Поэтому время от времени, не без подачи отдельных экспертов и представителей НБУ, можно услышать разговоры, что Приватбанк нужно национализировать, так как это будет выгодно для Украины. Скорее, это будет выгодно для отдельной группы лиц, которая находятся при власти и хочет просто за счет разорения Привата нажиться на этом.
Непонятна позиция главы Нацбанка Валерии Гонтаревой в этом вопросе. С одной стороны, время от времени она заявляет, что у НБУ нет претензий к Приватбанку и, в тот же момент, высказывает мысли о том, что днепровский банк может быть национализирован. Надо полагать, что есть просто желание высшего руководства НБУ, а может и других лиц, близких к власти, захватить Приват, и сделать для себя выгодное приобретение.
Хотя формально государственные банки подчиняются Минфину, но фактически они находятся с ручном управление руководителя НБУ. Поэтому для любого руководителя центробанка наличие в подчинении крупных государственных банков — это для бурной деятельности. Не исключено, что лично Гонтарева хочет порулить национализированным Приватом, который действительно занимает лидирующие позиции в банковском секторе Украины.
После того, как она закрыла громадное количество банков в Украине и тем самым спровоцировала кризис в банковской системе, она хочет создать для себе удачный бизнес на базе Приватбанка, который еще имеет реальные активы и может генерировать прибыль, в отличии от других госбанков, который фиксируют только убытки.
У нас все более популярны рейдерские захваты. Желание забрать и переделить такую большую структуру настолько велико, что верхушка не отдает себе отчет, чем это все может закончиться для экономики Украины. Забрать и разорить не сложно, куда сложнее создать и сделать банковский бизнес успешным и нужным для экономики страны.