Донбасс: границы несвободы
И снова анализ «свобод» Донбасса. В первую очередь для самих «вольных» людей, так изощренно испоганивших себе жизнь. Во вторую же для тех, кто все еще хочет жить в СССР.
Начну с того, что по сути СССР был мышеловкой для живущих в нем. Эдаким эмалированным бидончиком с крышкой, с которым я в детстве ходила за молоком. Люди, запертые в информационном, нищенском, политическим пространстве, никогда не покидали Советский Союз. Редкие исключения, это поездки по братским Республикам. За рубежом бывали единицы из многомиллионной страны советов.
Люди, запертые границами, не знали о бытовой технике, электронике, уровне жизни в «загнивающих» странах Запада. Вот, сейчас, общаясь с земляками, рассказываю о европейских, некогда братско-советских республиках Эстонии, Латвии, Литве. И моя землячка говорит мне: «Ой, Леночка, я когда-то по комсомольской путевке была в Риге, Таллинне, Вильнюсе. Это же уже тогда были чужие нам страны. С культурой, вежливостью, чистотой. Они были какие-то непонятные и чужие, как заграница».
Это страшно. Страшно, что люди, сидящие под абсолютно черным колпаком, были закрыты от мира, цивилизации, экономики и морали. Единственное, на что они могли рассчитывать, на политинформацию о Кубе, страшилках о захватывающей мир Америке. НКВД, ГУЛАГ, Соловки, расстрелы, доносы. Актеры, писатели, общественные деятели выступали с обличением «загнивающего» Запада. Как не поверить, да? Да! И только в 1984 году селянам (крестьянам, бывшими в фактическом рабстве) в СССР закончили выдавать паспорта. Бегство из села (перемещение лиц), не законный перевод на работу селянки (селюка) на завод, было преступлением, за которое ссылали в лагеря. Маленький бидончик с крышкой!
В СССР люди были лишены всего: права выбора, свободы решений, доступа к информации, банальным продуктам и благам цивилизации в виде той же бытовой техники. И те, кто сейчас кричит «ах, какое в СССР было масло» скорее всего работники молокозаводов, крадущие не разведенное масло и молоко. Остальным же попадал комбижир, маргарины, что подешевле. Да и купить, это громко сказано. Отстоять в очереди. Даже за черными, обветренными костями.
Конечно, это не поймут жители крупных городов РСФСР: Москвы, Питера. Там дефицитов не было. Там можно было купить и «пепси», и лимоны, и бананы, и колбасу. Даже колготы, детские колготы производства Рубежанского завода УССР, были в Москве, но их не было в Ворошиловграде, так когда-то назывался Луганск.
Те подачки в виде пенсий, зарплат, дефицита, выдаваемого по талонам, дефицита того, что в современном мире было доступно всем, людьми воспринимались, как счастливая жизнь. Почему? Газеты и пропаганда работали, как слаженная машина,- где-то там, далеко, за границей этого мира, еще хуже.
Те, кто хотел на Донбассе «умереть в СССР» получили желаемое. «Лнр» - страна границ, запретов, дефицита и тоталитаризма. И того же обмана «где-то хуже». Разве не так?
Живущие на оккупированной части Донбасса люди лишены того же, что и экс-граждане великого красно-серпия: цивилизации, современной и качественной медицины, информации и продуктов. Зато у них есть границы. Запреты. Директивы. Предписания. Очереди. Дефицит. Много оружия. Много военных. И полная порабощенность населения, готового работать за любую подачку, чтобы не было еще хуже.
Еще вчера, а вернее два года назад, до апреля 2014 года, украинцы могли свободно проехать в Украину. В Крым. В Харьков. В Закарпатье. Сколько моих земляков ездило в Трускавец, Хмельник, Миргород? Сколько представителей луганских элит, да и местечковых, тех же, свердловчан, ездило в Буковель, погонять на лыжах? И все вернулись живы-здоровы. А как мы ездили в Гуково, в Ростов, не помните? Сели на автобус Свердловск-Гуково, Свердловск-Ростов и поехали. На КПП «Червонопартизанск» заходил пограничник и проверял паспорта. И все!
Что же получил «свободный» Донбасс, став непризнанной «республикой»?
Граница с «братской» Россией стала труднопреодолимым препятствием. Уважаемых и свободных «новороссов», заставляют заполнять кучу деклараций. Сначала на границе со стороны «лнр», потом со стороны РФ. Прогоняют по базам ФСБ: вдруг активист укроп, вдруг журналист, вдруг судья, вдруг военный, вдруг доброволец и не только укроармии, ищут и потенциальных дезертиров и участников армии «юго-востока». На границе «лнр» - РФ многокилометровые очереди. Скандалы. Драки. Списки.
Мамы с детьми требуют пропустить без очереди. Инвалиды ВОВ, трясут медалями, выданными к очередным годовщинам и портретами Сталина. Инвалиды труда, Чернобыля, Афганистана, Инвалиды «лнр», инвалиды детства, шахтеры-регрессники…многотысячный льготный коллектив выдирает друг другу удостоверения, волосы и медали.
Зачем? Зачем же едут свободные «новороссы» и жители, ставшие заложниками войны в РФ? Почему же Россия, обещав «жениться» так ограждается от «младшего новоросского брата»? В качестве ответа приведу фото-скрины с сайта «Администрации города Свердловск-ЛНР». В статье, которую опубликовала Свердловская террористическо-пропагандистская газета «Восточный экспресс» (ее редактор Дмитрий Устюжин и его сын проживают в Киеве) председатель Государственного таможенного комитета Луганской Народной Республики Андрей Карпак отвечает на вопросы свердловчан, что и как можно привезти из РФ, страны, которая разожгла их алчность, пообещав взять в состав призрака СССР.
Жители приграничья едут в РФ за всем, от канцелярских кнопок до кирпича. В фото-скрине есть вопрос даже о провозе секционных ворот. Деньги у жителей оккупированных территорий есть. Основная масса (не все, но большая часть) получает 2 пенсии.
И не верьте, вы Розенко, что ведется борьба с пенсионным туризмом. За взятки до сих пор делают документы для пенсии, а борьба больше ведется с теми, кто действительно переселился, нас всех выталкивают назад.
Шахтеры «лнр» (шахты Ахметова, ТОВ ДТЭК) получают зарплаты. Проблемы у «государственных и бюджетных» предприятий «лнр»: врачи, учителя, пожарные и другие бюджетные лица, зарплату получают мизерную и не вовремя. И, тем не менее, получают.
Цены в «лугандоне» уже даже выше московских. Большинство товаров в три-пять раз выше, чем в Гуково, не говоря уже об Украине.
Поэтому в целях экономии люди едут в Гуково-Ростов за всем: и за картошкой, и за секционными воротами. В Ростовской области расцвет предпринимательства. Открываются оптовые базы, продуктовые, бытовые, строительные. Чаще, в обход государства, на дому, ближе к границе, чтобы людям было удобно совершать шопинг. В РФ приграничье дешевле покупать и из-за курса валют. Если оплачивать покупку гривневой карточкой ПУМБа, на которую получают зарплату шахтера, то конвертация идет по курсу НБУ, а не грабительскому курсу «госбанка лнр», то получается архи-выгодно.
Жители же оккупированных территорий, находящихся дальше от границы за тем же самым, дешевыми товарами и наличкой, едут в Украину. Кто-то едет в Меловое, Беловодск, Северодонецк, Марковку, через РФ, а кто-то идет пешим переходом в Станицу Луганскую. Цель у людей, стоящих в многочасовых очередях одна: купить дешевле, купить лекарства, ведь если продукты в «лнр» еще есть, то лекарств давно нет, прививки детям, снять наличку. Везут с украинской стороны Станицы все, даже яблоки. Да, и граница, и таможня ведь и между «лнр» и «днр». И таможенные сборы, и поборы, и растаможка. Как же так? Почему те, кто отчаянно боролся за свободу, стали запертыми в своей свободе?
Неужели это важно, давиться в очередях, сами очереди? Неужели мирная жизнь и свобода передвижения это давящий грудь камень? Неужели то, как мы жили все эти годы в мирной Украине, строились, зарабатывали, тратили, спокойно спали и спокойно шли по улицам, свободно путешествовали и свободно принимали решения, было злом? Почему же люди так стремились к вот этому совковому рабству очереди? Я не знаю. Могут ли на эти вопросы ответить те, кто рвался в СССР, и считает себя «новороссом», ненавидя Украину? Спрашивала! Сначала говорили о том, что едут в РФ исключительно, чтобы насладиться качеством российский продуктов. Потом, что хотят помочь Путину и, покупая продукты и товары, поддерживают экономику РФ. Теперь, после двух лет войны и вранья, говорят, что не за это воевали, не этого хотели и русские их обманули. Вот только за эти два года мы слишком много потеряли, чтобы предательство считать заблуждением.
А вот те, кто ждет на Донбассе Украину, четко определяют «свободы» Донбасса: ужасы очередей, а любая возможность купить украинские продукты и лекарства, расценивается, как победа, в РФ едут исключительно в целях экономии и безысходности. В «лнр» опасно получать или менять деньги, могут убить и ограбить прямо на месте. В «лнр» страшно покупать молочку, мясные продукты, так как никто не ведет санитарно-ветеринарный контроль. В «лнр» страшно покупать лекарства, так как их могут изготавливать на горловском «Стироле» так же из неизвестных ингредиентов.
Проукраинские жители оккупированной части Донбасса часто тролят «пограничников», читая «Правила пересечения границы лнр»» вопросом: «А почему эквивалент взят 200 евро, ведь мы против гей-европы и это не скрепно? Ведь у нас официальная валюта рубль, а значит, всё должно быть в рублях».
Знаете, за время войны многие осознали, что такое свобода. Это важно! Это будущее страны!
Был забавный случай. Как-то я спросила земляков, что такое свобода. Лично для них. И услышала истеричное: «Нам здесь не нужны националисты. Мы против партии «Свобода».
Я рассмеялась. Еще раз повторила вопрос. Акцентируя, что «свобода», это не только название партии, это свобода жизни. Но меня не слышали. Для руссковерных жителей Луганской области «свобода» ассоциировалась лишь с политикой. Может это и есть пресловутое рабство, не видеть своей свободы? Осознать, что свобода, это такие банальные вещи, как купить любимый сок, пойти на любимую работу, потратить заработанные на родных и любимых, поехать отдыхать на любимую речку или море, дано не всем. Свобода получать пенсии. Свобода получать зарплату. Свобода требовать исполнения закона. Свобода мыслить и высказывать свои мысли. Свобода! Ее так много и она так ценна, что до войны мы особо и не задумывались над банальными, прописными истинами, что такое быть свободным человеком! Гражданином! Свобода жить свободно!
Читая эту статью, я хочу, чтобы те, кто еще боится евроинтеграции Украины, прочитали интервью «чиновников лнр» и осознали, что такое потерять свободу и поняли, как важно, важно однажды утром, сесть с семьей в машину, и уехать путешествовать, минуя страны, границы. Не заполняя деклараций, не проходя контроль, не испытывая унижения. Просто наслаждаться свободой! Или…поехать в магазин на соседней улице и купить секционные ворота.