Вот и сейчас так много говорили о минимальной зарплате в 3200 грн, что у украинцев появились мысли о росте зарплаты в следующем году в два раза.
В действительности даже у госбюджетников не будет такого повышения. Согласно проекту госбюджета на 2017 год, зарплата работника госслужбы первой категории будет всего 1600 грн. Сейчас она составляет 1550 грн. Почему? А все очень просто. На 1 января 2017 года прожиточный минимум заложили на уровне 1544 грн. Поэтому и должностной оклад в 1600 грн смотрится солидно. А где же зарплата в 3200 грн? Это больше должно касаться бизнеса.
По мнению разработчиков госбюджета 2017, за счет роста минимальной заработной платы бизнес в следующем году должен будет заплатить в госбюджет налогов с зарплаты своих работников на 20 млрд грн. Опять хотят за счет бизнеса решить проблемы госбюджета. Но получится ли, это — еще вопрос.
В прошлом году, когда принимали решение о снижение единого социального взноса, тоже было много разговоров о том, что вырастут "белые зарплаты" и поступления в госбюджет. Но на практике все получилось наоборот.
Общий фонд оплаты труда за первое полугодие 2016 года вырос на 7% по сравению с прошлым годом, но при этом количество работающих уменьшилось на 0,5 млн. человек.
Большой риск, что тоже самое произойдет и в этот раз, когда, вместо роста доходов бюджета, произойдет массовый уход бизнеса в "тень", и работников просто не будут оформлять легально. Чтобы избежать этого, хотят штрафовать бизнесменов на сумму 37 тыс. грн за каждного нелегального работника. Это, в свою очередь, может привести к росту реальной безработицы, когда бизнес просто вместо двух работников будет брать на работу одного и платить как одному, а требовать работу как за двоих. Как всегда, реформы очень яркие и амбициозные, но экономически безграмотные.
Согласно прогнозу на 2017 год, ожидается рост ВВП 3%. Хотя это, конечно, очень оптимистическая оценка. Но даже при таком росте ВВП рост налогового давления должен вырасти в несколько раз. По проекту госбюджета- 2017, налоговые поступления должны вырасти на 20%. Что противоречит любой экономической логике.
При росте ВВП в 3%, рост собираемых налогов может составлять 3-3,5%, но никак не в семь раз больше. Такой рост сбора налогов можно обеспечить только за счет усиления фискального давления, и именно на это решили сделать ставку наши депутаты.
В проекте госбюджета-2017 запланирован рост налогов с доходов физлиц на 24%, акцизов — на 30%, НДС — на 40%. Депутаты надеются, что население найдет деньги и заплатит повышенные налоги из своих доходов и сбережений. Вообще политика разработчиков госбюджета на будущий год далека от реальной экономики Украины. Все строится на мифическом росте доходов населения, при этом этот рост ничем не обосновывается.
Считается, что украинцы сами должны подумать, где взять деньги на уплату дополнительных налогов. Ибо рост реальных доходов не ожидается, даже рост минимальной зарплаты оказался обычным пиар-ходом украинской власти.
Рост доходов госбюджета оправдывается необходимостью финансирования расходной части. Но тут есть небольшая хитрость. Общий рост расходов госбюджета на 2017 год составляет всего 14%, что значительно меньше роста налоговых поступлений. Такая разница объясняется очень просто. В 2017 году нужно начинать погашать кредиты МВФ, и для этого госбюджету нужны деньги.
Наша беда в том, что правительство Украины берет кредиты, в том числе кредиты МВФ, и не думает, как будет погашать. А кредиты нужно отдавать. И вот теперь правительство Украины хочет за счет роста фискального давления на украинское население рассчитваться с МВФ. Этого хочет и Фонд.
Фактически все рекомендации МВФ сводились к одной просто формуле: сворачивание расходов госбюджета и увеличение фискального давления. Это успешно и выполнили ученики МВФ. Рост экономики Украины это не обспечило, но вот создало проблему с погашением старых кредитов Фонда.
Такой у нас получился госбюджет Украины на 2017 год. Никто не ожидает чуда, но все почему-то считают, что где-то должны найтись деньги, чтобы хватило на все государственные расходы. И не только государственные.