В порыве невероятной открытости 50 000 украинских чиновников задекларировали свой доход и активы – теперь они находятся в открытом доступе. Были раскрыты невероятные богатства, и сам этот акт, вероятно, изменит Украину к лучшему. В появившихся в открытом реестре декларациях были указаны самые заметные активы, наличка, банковские счета, машины, часы, недвижимость и компании.
Многие боялись, что чиновники просто проигнорируют обязанность задекларировать имущество или покажут нереалистично низкие цифры, как уже было с предыдущими декларациями, за ложь в которых не наступала жесткая ответственность. Но в этот раз чиновники действительно задекларировали свое имущество. Из 420 парламентариев уклонились только семеро, причем двое из них сбежали из страны.
Задекларированные состояния действительно поразительны. Чтобы оценить стоимость некоторых объектов, нужны определенные усилия, но по крайней мере две трети парламентариев являются долларовыми миллионерами.
Большинство чиновников предпочитают наличку и держат ее в долларах США. Один из журналистов подсчитал, что парламентарии указали, что владеют $280 млн в наличке – по $700 000 на депутата. Премьер-министр Владимир Гройсман держит $1,8 млн наличных.
Количество дорогих швейцарских часов стоимостью $10 000-$20 000 поразило многих наблюдателей. Похоже, высокопоставленные чиновники считают своей обязанностью иметь 6-12 дорогих наручных часов. Это слишком напоминает то, что обнаружилось у членов команды Януковича после их бегства из страны.
Недвижимость, внимание к которой в прошлом привлекали журналисты-расследователи, оценить по декларациям сложнее, но некоторые факты обращают на себя внимание. Один депутат, Анатолий Матвиенко, задекларировал собственный храм. Два брата-депутата задекларировали 700 объектов недвижимости в совместном владении.
Компании также оценить сложно. К примеру, президент Петр Порошенко указал себя бенефициаром 104 компаний, но что это означает в финансовом эквиваленте?
Даже если не вдаваться в детали, эти декларации раскрыли множество чиновников, владеющих более чем $100 млн. И, хотя личное богатство не удивит того, кто следит за украинской элитой, поразительно сколь многие скопили огромные состояния.
Как и следовало ожидать, большими состояниями обладают люди, связанные с определенными государственными институциями – фискальными службами или большими государственными корпорациями. Часто они являются не членами исполнительной власти, а депутатами, управляющими этими компаниями через парламентские комитеты.
Очевидный вывод – монументальное беззаконие в украинском обществе существовало как до, так и после Революции достоинства. Пока такие понятия, как честь или стыд, в украинской политике отсутствуют. Ни один чиновник не уволился из-за явно нелегально полученных богатств. На украинском новостном сайте Новое Время большинство комментариев по поводу деклараций полны отвращения.
Тем не менее, некоторые, включая меня самого, считают, что открытость намного важнее. Ее не отменишь. Призывы объяснить происхождение богатств будут продолжать звучать.
Тем не менее, задекларировано было не все. Генерального прокурора Юрия Луценко немедленно обвинили в том, что он не задекларировал ряд квартир, которые, по его словам, принадлежали его бухгалтеру. Было задекларировано удивительно мало офшорных компаний и собственности за рубежом. Один из обозревателей назвал декларации лишь верхушкой айсберга.
Причиной этой открытости украинского парламента были требования Запада. МВФ решил перечислить $1 млрд в сентябре только после того, как убедился, что реестр работает. Естественно, это вызывает беспокойство у украинской элиты. Один высокопоставленный чиновник сказал мне, что это была часть плана американской разведки по получению всей информации об украинском истеблишменте. Вероятно, появятся и другие теории заговора.
Все же это значительное изменение для глубоко коррумпированной страны. После всех этих открытий украинской элите вряд ли удастся вернуться к своим старым, тайным методам.