После оруэлловской минутки ненависти в Facebook по поводу задекларированных состояний украинских государственных служащих народ выдохнул. После чего пространство социальных сетей начало заполняться мыслями, которые потом перетекли в пространство информационное.
Граждане, объединившись в ненависти к чиновникам–ворам, разделились при этом на две группы.
- Первая требует немедленно конфисковать миллионы и миллиарды вместе с предметами роскоши и отдать все людям, иначе люди возьмут вилы и начнется вторая Колиивщина. Спикеры второй спокойно и взвешенно делят задекларированные высшими должностными лицами средства между воинами АТО, беженцами и переселенцами-инвалидами, больными детьми и тому подобное. По сравнению с эмоциями, проклятиями и даже народными анафемами, благие намерения обеих групп выглядят в украинских реалиях совсем лишенными рациональной составляющей.
Начнем с тех, кто требует отнять и поделить, угрожая силовым вмешательством и едва ли не третьим Майданом. Журналист Виталий Гайдукевич, пойдя против сильного течения, в своей заметке в Facebook отмечает: "Пролетарскость и люмпенское "отобрать и поделить" - это прямая дорога в воинствующий коммунизм. Это мы уже проходили - боком вылезло". И отмечает: "Беда в том, что вместо "я приложу усилия и буду успешным, честно успешным" многие хотят "отобрать и поделить".
От себя добавлю: не факт, что удастся поделить. Есть большое и, увы, небезосновательное подозрение, что после процесса отбора в процессе распределения "народного добра" между теми справедливыми, кто ограбил наворованное, без крови не обойдется. Те, кто морально готов принять насилие как единственный способ обогатиться, вряд ли видят свою страну не только в составе Евросоюза, а вообще – в клубе цивилизованных стран.
- С намерениями второй группы ситуация еще интереснее, потому что к ней вопросов еще больше. Оправдать намерение раскулачить/конфисковать/реквизировать сложно, но объяснить и понять все же можно. Зато нет никаких оснований считать, что чиновник–миллионер вдруг начнет отдавать долю, пусть даже меньшую, на благотворительность, направит избыток денег на дела развития государства. А часть собственной недвижимости отдадут, например, многодетным семьям переселенцев, которые бежали от войны. В крайнем случае возьмут опеку над талантливыми детьми, назначив именные стипендии.
В частности, журналист Анастасия Береза пишет: "Теперь мы знаем поименно тех, кто способен лично решить вопиющие государственные проблемы". Обнародованные е-декларации она называет не иначе, как лампадой в конце тоннеля. "Задекларировать семь с половиной миллиардов гривен наличными на 460 представителей народа с прожиточным минимумом в 50 долларов можно только собираясь сделать благотворительный бум", - отмечает она, одновременно приводя несколько адресов, на которые эту благотворительность можно и нужно направлять уже.
Но аттракцион невиданной щедрости на Украину в ближайшее время не ждет. Ибо, как пишет у себя в Facebook киновед, недавний глава Национального союза кинематографистов Сергей Трымбач, о том, что у нас в стране огромное количество воров, не знает и не видит только слепоглухонемой. А известный журналист Павел Казарин добавляет не менее очевидное: "Украинское общество обсуждает квартиры-машины-кэш своих же народных избранников".
Да, все эти годы, даже десятилетия народ, в основном – люди зрелого возраста и пенсионеры с минимальной пенсией, которые пережили советскую власть, голосовали за миллионеров. И знали это. Какая-то часть избирателей при этом получала продуктовые наборы, что подкупом избирателя почему-то не считалось. Зато построить под выборы на средства кандидата детскую площадку, облагородить парк, закатать кусок дороги асфальтом, то есть то самое, чего теперь возмущенные граждане требуют от чиновников-миллионеров, до сих пор определяется как взятка электорату.
"Рецепт "расстрелять старых и набрать новых" звучит гораздо привлекательнее. Одна проблема: он не работает", - заключает господин Казарин. Продолжу мысль: расстрелять и забрать все отвратительно и неправильно, но все-таки реальнее, чем ждать, пока народные депутаты всех уровней вместе начнут делиться миллионами и заниматься благотворительностью. И главное, в обоих случаях не будет желаемого результата – обогащения страны уже сегодня. Должен быть другой выход. Например, работать. Ибо их состояния никогда не были и не будут всеобщим достоянием. Перспективу обогащаться тем способом, которым чиновники уже обогатились, надо просто исключить в дальнейшем.