«Камин-аут» топ-чиновников стал возможен благодаря принятому под давлением ЕС закону об электронных декларациях. В итоге, вся страна прильнула к мониторам и считает нули. С одной стороны, ничего неожиданного: и раньше было ясно, что VIP – это не только статус, но и образ жизни. С другой – сложно отказать себе в удовольствии понаблюдать за процессом имущественного стриптиза.
Но во всей этой системе важны не только первичные эмоции. Важны и выводы, которые общество способно сделать из увиденного. Или не сделать.
Потому что, незадолго до публикации деклараций, идея повысить депутатам зарплату вызвала бурю эмоций. Шквал негодования захлестнул соцсети: мол, как можно платить депутатам и чиновникам много, пока врач и учитель получают так мало. И в этом риторическом словоблудии сосредоточен ответ на вопрос, почему в Украине дела обстоят именно так, как сейчас.
«Не хотите кормить свою армию – готовьтесь кормить чужую». За последние годы украинское общество успело убедиться в правоте этой формулы. Двадцать три года украинскую армию держали на голодном пайке – и в итоге в 2014 году ее пришлось создавать с нуля. И теперь ни у кого не вызывает сомнений, что солдаты и офицеры должны получать нормальную зарплату, а в саму армию должна закупаться новая техника.
Это хорошо, что мы избавились от одного своего заблуждения. Но почему мы думаем, что чиновники и депутаты должны получать мало?
Давайте начистоту. Любой депутат или чиновник принимает решения, стоимостью сотни миллионов гривен. Это принятие бюджета, антикоррупционные законы, правки в действующие законы. В его руках находится судьба всех тех денег, которые мы с вами заплатили государству в виде налогов. Депутат – это нанятый нами администратор, человек, которого мы берем на работу, чтобы он хорошо выполнял обязанности.
Мы привыкаем не экономить на самих себе: ищем хороших врачей, квалифицированных автомехаников, опытных сантехников. Мы знаем, что скупой платит дважды. Но при этом отчаянно не хотим платить тем людям, которых сами выбираем для того, чтобы они регулировали правила игры в стране.
Хороший специалист на рынке стоит дорого. Хороший юрист или экономист без труда найдет себя в частном бизнесе. Если мы хотим нанять такого человека для работы в парламенте – то должны быть готовы, что он станет получать адекватную зарплату. Просто потому, что ни один нормальный специалист не станет работать за пять тысяч гривен.
Кто-то скажет, что учителя и врачи работают сегодня именно за такую зарплату. Но именно от чиновника и депутата зависит то, сколько послезавтра будет получать тот самый врач или учитель. Считайте их зарплату инвестицией в собственное будущее. Если не хотите платить им много, то никаких дивидендов ждать не стоит. Сегодня же сложилась ситуация, когда в парламент нет смысла идти человеку, который не хочет брать взятки.
Кто-то скажет, что высокие зарплаты сами по себе – не панацея от коррупции. Это правда. Но тут есть простая закономерность. Если зарплата депутата составляет сорок тысяч гривен, то в парламенте будут те, кто берут взятки и те, кто работает честно. Но если депутат получает пять тысяч, то честные уйдут. А останутся лишь коррупционеры.
Увеличение зарплат – это всего лишь создание стартового окна возможностей, не более. Например, возможностей того, что в парламент или на госслужбу согласится пойти человек, квалификация которого будет сопоставима с его неравнодушием. Но без этого у общества нет даже морального права возмущаться коррупцией. Просто потому, что именно оно – общество – эту коррупцию старательно сохраняет.
Наверное, рецепт «расстрелять старых и набрать новых» звучит куда привлекательнее. Одна проблема – он не работает. Если вы хотите экономить на людях, которых нанимаете – будьте готовы, что вас не устроит результат их работы. И борьба с коррупцией будет бессильна. Потому что сама система отсеивает любого, кто сегодня готов работать, но не готов брать взятки. И эту систему создал каждый, кто кричит о том, что чиновник должен получать двести долларов в месяц.
Посмотрите в зеркало. Там отражается идиот.