Недавно парламентарии Великобритании заявили, что нужно готовить детей к будущему, в котором те будут вынуждены конкурировать с роботами. Британские парламентарии призвали адаптировать под возможное будущее систему образования и обучать учеников новым навыкам. «Научная фантастика становится фактом науки, робототехника и искусственный интеллект будут играть все более важную роль», - отмечает британская газета The Guardian.
Классическая идея образования традиционно заключалась в том, чтобы развить умственные способности, физическую силу и нравственную стойкость перед лицом мира. Перед современной же системой образования стоит задача - технологически изменить существующий сейчас мир. Я убежден, что нынешнее образование, как и будущее образование, должны в своей практике совмещать эти два подхода. В этой колонке я хочу дать старт дискуссии о нашем финансовом и банковском образовании, инновационные изменения в котором необходимо приводить в соответствие с современной мировой практикой в этом секторе.
За последние 10 лет система образования в мире пережила самые кардинальные изменения в своей истории. Все больше и больше к образовательному процессу стали привлекаться достижения в информационных технологиях. Классический образовательный процесс, когда в аудиториях сначала читаются лекции, а потом лекторы и их ассистенты проводят семинары среди студентов, становится анахронизмом, падая перед натиском более интерактивных форм обучения. Согласно результатам недавнего исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, студенты, которые слушали обычные лекции, на 55% чаще проваливают экзамен, чем те, кто участвовал в обсуждении материала.
Клейтон Кристенсен, профессор Гарвардской школы бизнеса, считает, что безрадостное будущее ожидает тысячи учебных заведений, прежде всего в развитом мире, которые подвергнутся «подрыву» революционных образовательных инноваций дистанционного обучения, в связи с ростом популярности «массовых открытых онлайн-курсов» (МООК). По его мнению, к 2030 году половина американских университетов могут стать банкротами.
Интересные данные приводит американский исследователь Мартин Форд. Он пишет, что в период с 1985 по 2013 годы стоимость высшего образования в США выросла на 538%, тогда как общий индекс потребительских цен увеличился лишь на 121%. Примечательно, что рост расходов на образование в Штатах также превысил увеличение расходов на медицину, которые за указанный период выросли на 286%. При этом, значительная часть расходов на высшее образование оплачивается за счет заемных средств - кредитами на обучение, общая сумма которых сейчас в США составляет 1,2 трлн. долл. Более двух третей студентов высших учебных заведений в США берут кредиты для оплаты получения образования. Это приводит к тому, что в среднем выпускники начинают свою карьеру с долгом в сумме около $30 тыс. При этом, по данным Национального центра образовательной статистики США, только около 60% студентов, получающих образование в рамках программ бакалавриата, заканчивают обучение в течении шести лет. То есть остальные 40% вынуждены расплачиваться по кредитам на образование, не получив диплома.
Специалист из США Джеффри Селинго в книге «Колледж без прикрас» пишет, что в период с 2000 по 2014 годы крупные государственные исследовательские университеты увеличили расходы на предоставление услуг студентам на 19%, административные нужды на 15%, а на текущую деятельность на 20%. Поэтому многие эксперты склонны рассматривать нынешнее традиционное высшее образование как «пузырь», находящийся на пороге цифрового апокалипсиса, аналогичного тому, который пережил газетный и журнальный бизнес.
МООК, несмотря на недостатки в качестве массового образования, могут стать феноменально эффективным способом обучения, особенно для целеустремленных студентов. Когда Себастьян Трун и Питер Норвиг, основатели образовательной компании МООК «Udacity», начали публиковать свои материалы по искусственному интеллекту в интернете, они обнаружили, что посещаемость их лекций в Стэнфорде резко упала. Но это не столь важно в сравнении с тем, что они обнаружили тот факт, что новый формат МООК помог университетским студентам показать в среднем более высокие результаты на экзаменах по сравнению со студентами, изучавшими тот же самый курс в прежние годы в традиционной форме.
Внедрение МООК приведет к снижению стоимости качественного образования, и оно станет доступным более широкому кругу людей, в том числе и в Украине. С другой стороны, внедрение новых технологий обучения может привести к разрушению традиционной образовательной отрасли, которая сама по себе является важным поставщиком рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. Стремительное развитие технологий автоматизации на основе программного обеспечения поставит крест на будущем многих профессий и рабочих мест, которые требуют высокой квалификации, и которые, вероятнее всего, будут интересовать новых выпускников. И нам нужно готовиться к этим революционным последствиям (в том числе и негативного характера - я имею в виду неизбежность сокращение рабочих мест) уже сейчас.
Тайлер Коуэн, профессор экономики университета Джорджа Мейсона, человек, по мнению британского журнала «Экономист», вошедший в рейтинг «100 лучших глобальных мыслителей» за 2011 год, пишет в своей книге «Среднего не дано», что самым эффективными игроками на шахматных турнирах становятся уже не люди, а связки «человек-компьютер», использующие для игры технологии «адванс» - в этом случае биологические возможности человека значительно усиливаются вычислительными возможностями компьютера. В этой связи примечательно, что лауреат Нобелевской премии по экономике Герберт Саймон, знаковая фигура в области разработки компьютерного моделирования и отец современной поведенческой экономики, крайне серьезно относился к возможностям игр и всегда начинал свои еженедельные заседания с коллегами словами: «Какие новости о шахматах?»
Естественно, и мы не можем игнорировать эти магистральные изменения форм образовательного процесса в мире. Украинское высшее образование непременно должно измениться, чтобы соответствовать этим новым тенденциям. Особенно быстро это должно произойти в сфере естественных наук, здравоохранения и банковско-финансового дела. Возможно, в сфере банковского дела это наиболее актуально для Украины, так как во всем мире процессы цифризации банковского бизнеса, перевода его в онлайн режим, внедрение мобильных сервисов и сервисов удаленного обслуживания приобретают экспоненциальный характер. Для того, чтобы наша банковская система могла технологически соответствовать передовым банковским системам мира, необходимы качественные трансформации и в отечественном финансово-банковском образовании.
Финансовая и банковская отрасли - это кровеносная система экономики, и изменения в нашей национальной промышленной политике должны происходить параллельно с изменениями нашего поведения в финансовой сфере. Именно параллельно, но никак не позднее или раньше. Только синхронные реформы в этих важнейших отраслях помогут совершить глубокую трансформацию нашей экономики, которой так ждет народ Украины.
Непосредственно о нынешнем состоянии и необходимых изменениях в финансовой и в банковской сферах, которые нам необходимо осуществить как в самое ближайшее время, так и в среднесрочной и долгосрочной перспективах, я буду писать в следующих колонках. Буду писать честно и открыто, как делал это всегда, так как убежден, что информационная открытость является ключевым достижением украинской Революции достоинства.