Прошло больше года с момента, когда я, стоя на трибуне ВР обнародовал отчет парламентской рабочей группы по расследованию коррупции в Кабмине. Тогда, напомню, была подтверждена информация Госфининспекции о многомиллиардных злоупотреблениях в системе государственных предприятий. Среди прочего, в одном только "Энергоатоме" нарушений было обнаружено на более чем 8 млрд гривен. Какие последствия это имело для руководителей тогдашнего правительства и их «смотрящих» из числа депутатов все знают. Но мало кто в курсе, чем обернулось для крупнейшей энергетической компании рвачество политических авантюристов и вьющихся возле них решал.
Этим летом Украина несколько раз оказывалась на грани блэкаута, т.е. погружения во тьму в прямом смысле этого слова. Дошло даже до того, что в связи с возникшим дефицитом отечественной электроэнергии в системе, Украине пришлось импортировать российскую!!! Правда, в Минэнерго это стыдливо назвали «техническими перетоками». А причина, проста – производство электроэнергии всеми электростанциями государственного предприятия НАЭК «Энергоатом» в январе-августе показало небывалое снижение – на 10,4% (на 6004,7 млн. кВт-ч) по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.
Падение выработки более чем на 10% предприятия, обеспечивающего более половины электроэнергии в стране, стало мощнейшим стрессом не только для руководства профильного министерства, но и для всей энергосистемы. В срочном порядке провал атомщиков пришлось замещать повышением нагрузки на ТЭС, что привело к перерасходу угля на 2 млн. т. Это тот самый уголь, который сейчас так необходим для прохождения осенне-зимнего максимума!
Все это стало следствием того, что 9 из 15 энергоблоков украинских АЭС этим летом «неожиданно» оказались в плановом и аварийном ремонте. Особо удручающей ситуация оказалась на крупнейшей в Европе Запорожской атомной электростанции – был период, когда одновременно простаивали сразу 4 из 6 блоков ЗАЭС. Абсолютный антирекорд за более чем тридцатилетнюю историю станции. Ремонты первого и второго энергоблоков затянулись на столько, что сроки сдачи переносились аж четыре (!) раза. Я сознательно не касаюсь темы резкого скачка аварийности на АЭС, дабы не будоражить общественность. То, что он вырос в 1,5 раза уже несколько раз говорили официальные лица. Но и совсем молчать не могу – Госатоминспекции есть над чем задуматься. Тем более, что Украина имеет опыт ликвидации аварий на атомной станции и мы понимаем реальность и глубину проблемы.
Атомщики традиционно продолжают жаловаться на недофинансированность. Но НКРЭКУ установила для них рекордный тариф - 513.05 грн. за МВт.ч. Значит дело не в деньгах, а в умении ими эффективно пользоваться. В государственных, а не личных, разумеется, интересах. С коррупцией и ее последствиями для энергетики мы вроде разобрались, а при чем здесь наша плата за электроэнергию спросите вы? А вот при чем - сокращение доли атомной энергии в Оптовом рынке электроэнергии Украины закономерно привело к росту тарифов. Экономический эффект очевиден – чем меньше в балансе атомной генерации, тем дороже потребителю обходится каждый киловатт-час.
Мы все должны понять, что коррупция и бесхозяйственность в госсекторе это не абстрактное явление. Она касается каждого из нас. Замалчивать и дальше проблемы в атомной энергетике Украины кощунственно опасно. Не решать их преступно и безответственно. И выбор у нас не велик - или мы в зародыше будем давить коррупционные поползновения, или будем расплачиваться за свою нерешительность. В лучшем случае деньгами.