Владимир Гройсман сознательно манипулирует цифрами относительно реальных расходов бюджета на компенсацию стоимости энергоносителей для населения.
Он заявил, что «заниженная цена газа обходилась Украине слишком дорого. Это колоссальная сумма, которая до 2015 года достигала 28% размера государственного бюджета». А это около 120 млрд грн бюджетных расходов.
«Сегодня, – продолжает господин Гройсман, – богатые будут платить сами за себя, а каждый украинец, нуждающийся в помощи, получит ее адресно через систему субсидий, и для этого достаточно 4-6% от бюджета страны». А это около 30-40 млрд грн.
«Эти цифры наглядно показывают, насколько беспредметными являются спекуляции некоторых политиканов, что якобы средств для выплаты субсидий может не хватить», – завершает свою мысль премьер-министр.
Реальность же заключается в следующем.
Тарифы на газ для населения и тепло начали резко повышаться с 2014 года. При этом, расходы бюджета после семикратного повышения цены на газ и тепло для населения, не то, чтоб не уменьшились, как утверждает Владимир Гройсман, а, наоборот, увеличиваются (!) – с 6,8% от общих бюджетных расходов в 2013 году до 7,0% в 2017-м (см. График 1).
В абсолютном значении расходы бюджета по этой статье вырастут вдвое – с 27,6 млрд грн в 2013-м до 53,8 млрд грн в 2017-м (см. График 2).
Как же у премьера получилась цифра 28% до 2015 года, если максимальный показатель в 2014 году по факту был в три раза ниже – 10,8%?
Ответ прост: с помощью манипуляций.
Для того чтобы получить завышенную и «впечатляющую» цифру, премьер учел убыток Нафтогаза в 2014 году в размере 106,6 млрд грн. Но, как обычно, есть небольшой нюанс. Убыток Нафтогаза был сформирован, прежде всего, выплатой в 2014 году предыдущих внешних долгов в сумме 68,2 млрд грн. В эту сумму входит погашение долга Газпрому в размере $3,1 млрд, кстати, которую Нафтогаз выплатил Газпрому в октябре 2014 года, через полгода после аннексии Крыма.
Убытки же Нафтогаза, сформированные низкой ценой на газ для населения в 2014 году составили всего 28 млрд грн. (см. Таблицу 1), а не 106,6 млрд грн, которые премьер-министр учитывает в своих расчетах.
Да и слова премьера о 4-6% после 2015 года также не соответствуют действительности, так как по факту составляют 6-7% в 2016-2017 годах (см. График 1).
Спрашивается, зачем Премьер-министр 43-миллионой страны говорит очевидную неправду?
А затем что, говоря правду, он должен был бы признать, что семикратное повышение цены на газ и тепло для населения не дало никакого эффекта для расходов бюджета. Даже наоборот, доля расходов бюджета на субсидии для малообеспеченных граждан больше, чем бюджетная компенсация убытков Нафтогаза и компенсация тарифов на тепло для населения до многократного повышения цены на газ и тепло для населения.
Этот факт, помимо прочего, означает, что никакого эффекта от борьбы с коррупцией с помощью ликвидации заниженных цен на природный газ и тепло для населения не произошло – иначе расходы бюджета на эти цели должны были бы значительно снизиться. А они, наоборот, по сравнению с 2013 годом – увеличились.
Более того, на фоне увеличивающихся бюджетных расходов на субсидии, прибыль Нафтогаза от продажи газа населению за первое полугодие 2016 года составила 12 млрд грн.
В итоге, перефразируя Владимира Гройсмана, скажем: «Эти цифры наглядно показывают, насколько беспредметными являются спекуляции некоторых политиканов, включая премьер-министра».