Усталость от Украины в США достигла апогея
Еще не поздно одуматься, но точка невозврата в отношениях с Америкой настанет раньше, чем думают на Банковой
На прошлой неделе мы с коллегами Мустафой Найемом и Светланой Залищук провели десятки встреч в США. Впечатление неутешительное: усталость от Украины достигла апогея, что особенно заметно после ухода любимчика Вашингтона Арсения Яценюка, дальнейшего расползания коррупции и отсутствия прогресса в мирном урегулировании на востоке.
Сегодня Украина вспоминается в Америке в двух случаях. Первый — это переговоры о будущем так называемых ЛНР / ДНР. Администрация Барака Обамы хоть и не дала Украине летального оружия, но сам президент хочет уйти на покой, повесив себе еще одну звездочку на фюзеляж — разрешение тлеющего конфликта на Донбассе.
При этом Вашингтон не скрывает разочарования обязательствами, взятыми на себя Украиной в Минске, оставив Америку за дверью переговорной комнаты. Киев в каком‑то смысле поддался давлению Берлина: тогда канцелярия Ангелы Меркель остерегалась, что американцы подорвут эксклюзив Германии в роли европейского лидера.
Пытаясь взять инициативу в свои руки, Штаты склоняют Киев принять законы из пакета Минских соглашений под гарантии, что российское вооружение будет взято в кольцо наблюдателей ОБСЕ, а затем выведено с украинской территории по специальному коридору.
Однако если аргументы Украины в отношении минских договоренностей еще способны слышать в Вашингтоне, то провал в борьбе с коррупцией не находит никаких оправданий.
“Знаешь, еще год назад я был более сдержан. Теперь согласен, что персональные санкции могут исправить ситуацию”,— говорит один из влиятельных американцев другому во время нашей закрытой встречи. Оба перешли работать из Госдепа в аналитические центры.
Пул американцев, интересующихся Украиной, достаточно невелик: Atlantic Council, Институт МакКейна, Брукингс, Институт Кеннана, политические фонды республиканцев и демократов, Фонд поддержки демократии. Это кухня, где готовятся политические рекомендации и формируется общественное мнение.
Но и здесь терпение лопнуло: власть в Киеве глуха не только к собственному народу, но и к рекомендациям американских советников. Поэтому тезис о санкциях против топ-коррупционеров эпохи Порошенко вскоре может перекочевать с экспертной в политическую повестку дня.
Тем более что в Америке существует действенный механизм, позволяющий наказывать украинских коррупционеров. Еще в 2004 году президент Джордж Буш-младший издал указ, предписывающий вводить санкции в отношении иностранных коррупционеров, наносящих вред национальным интересам США.
Первым деятелем, против которого была применена это норма, стал Григорий Суркис. В 2004 году ему отказали во въезде на территорию США. Затем санкции применялись еще несколько раз. Кандидатура, подпадающая под санкции, вносится на рассмотрение Госдепа американским посольством в стране аккредитации.
Во время встреч в Вашингтоне я прямо призывал расширить санкции против нынешних коррупционеров из окружения Порошенко, продолжающих паразитировать на государственных потоках и наполнять карманы даже во время войны. Попытки прекратить воровство уговорами безуспешны.
Да и сами американцы уже обращают внимание на то, что в общении с ними киевская администрация стала проявлять нехарактерное ранее высокомерие. Мол, “Петр Алексеевич, не пресмыкайтесь перед американцами”. Автором смены подхода называют нового заместителя главы Администрации президента по международным вопросам Константина Елисеева, пытавшегося пропагандировать такой же подход в качестве посла при ЕС во времена Януковича.
Все это происходит на фоне борьбы с антикоррупционными органами и активистами. Попытки генпрокурора Юрия Луценко лишить НАБУ полноты власти шокирует американцев, вложивших немало усилий и средств в его запуск. Размазав полномочия по борьбе с коррупцией среди всех продажных структур — от налоговой до СБУ, мы убьем ключевую идею, лежащую во главе создания НАБУ.