На Западе протрезвели. Чем это обернется для России
Слухи о возможном введении дополнительных санкций против РФ на официальном уровне отрицают, но в определенных кругах, несомненно, идет работа по изучению такой меры.
Сообщения о том, что европейцы задумались о введении дополнительных санкций против России в связи с ситуацией в Сирии, на мой взгляд, первые предварительные признаки протрезвления европейской политики в отношении Москвы.
Дипломатия передовых стран Европейского Союза пыталась поддерживать в отношении России курс, который условно можно назвать сдерживанием при сохранении диалога. Однако диалог применим только к мирному времени и возможен при наличии взаимного уважения к принципам, договоренностям и праву. Диалог не работает в условиях, когда одна из сторон фактически ведет гибридную войну.
Видимо, в странах ЕС начинают это понимать. Даже намеки на возможность введения дополнительных санкций против России могут повлиять на политику Москвы больше, чем любые заявления о желании продолжать сотрудничество.
Слухи о возможном введении санкций против РФ на официальном уровне отрицают, однако в определенных кругах (аналитиков, экспертов), несомненно, идет работа по изучению такой меры. Европейцы все больше убеждаются в том, что политика диалога с Россией не срабатывает, и им нужно искать альтернативные способы поддержания отношений с РФ.
Впрочем, пока рано говорить, насколько реальны эти планы. Ключевой вопрос состоит в том, насколько политическая ситуация и политические партии в основных странах ЕС – Франции и Германии, –особенно в условиях подготовки к выборам, которые состоятся в следующем году, готовы к каким-либо изменениям во внешней политике.
Почему именно Сирия заставила европейцев задуматься о смене политики в отношении РФ? Это вполне очевидно: сирийский конфликт – единственный конфликт, который через проблему миграции очень негативно влияет на внутреннюю политику той же Германии. Канцлер Ангела Меркель и другие дальновидные немецкие политики понимают, что пиная Турцию за пропуск беженцев в ЕС, проблему не решить – источник миграции находится не в Турции, а в Сирии.
Европейский Союз видит, что Россия своими действиями сознательно или несознательно – а скорее, целенаправленно – углубляет этот кризис, ухудшает ситуацию с безопасностью на территории Сирии, чем вызывает очередные волны беженцев, сильнее расшатывая без того хрупкое общественно-политическое равновесие в Европе. Что самое главное, это усложняет поиск консенсуса между странами ЕС. Миграция стала той проблемой, которая подрывает единство в рамках Евросоюза. Недоверие и противоречия, а порой и откровенные перетягивания каната между странами Западной и Восточной Европы (примером чему является Венгрия, ее отказ от приема беженцев и проведение соответствующего референдума) фактически разрушают фундамент сотрудничества между членами Евросоюза. Разрушает сам Европейский Союз.