Бюджет на 2017 год: метамарфозы и нюансы
Очень много говорил о том, что поменяли методику расчета прожиточного минимума, и что теперь он будет отвечать реальным расходам простого украинцы.
Читаем проект госбюджета. На 2017 год прожиточный минимум установили на уровне 1544 грн на 1 января 2017 года и 1700 грн на 1 декабря 2017 года. Это ужасно мало. Прожить одному человеку в Украине за такие деньги нереально, даже если ужасно экономить. Сейчас настоящий прожиточный минимум в Украине около 4 тыс. грн, если не больше. К слову, согласно методике ООН считается чертой бедности, если доходы человека ниже 1,9 долл. в день. Наш прожиточный минимум, как раз, соответствует этому уровню. Забавно.
Согласно проекту госбюджета на 2017 год минимальная заработная плата будет увеличена с 1600 грн до 1762 грн, или, другими словами, на 162 грн или 6 долларов США за год. Мало. Ужасно мало. В Украине уже давно является проблемой неадекватно низкая минимальная заработная плата. Как результат, и заработная плата бюджетников невысокая. Хотя постоянно обещают улучшения и содействие росту. Но низкая заработная плата в бюджетной сфере, с одной стороны, ведет к громадному количеству излишних бюджетных мест, так как платят мало, но зато задействовано много людей. С другой стороны, сложно требовать от бюджетников качественной работы, если им заведомо платят мало, как бы намекая, что все остальное можно взять в идее «откатов и взяток».
Давно уже назрела задача финансовой децентрализации регионов. И Яценюк, и Гройсман, много и часто говорят о росте доходов местных бюджетов. Кроме того, согласно проекту госбюджета на 2017 год хотят остатки госбольниц и школы передать на местные бюджеты. В целом, это отвечает европейской практике. Там действительно школы и больницы, как правило, финансирует местный бюджет. Но при этом возникает вопрос: за счет каких денег будут финансировать школы и больницы местные бюджеты? Согласно проекту госбюджета только 19% от всех доходов сводного бюджета Украины останется в местных бюджетах, все остальные деньги будут сконцентрированы в Киеве, и уже со скандалами и разборками будут в виде субвенций и дотаций перечислены в местные бюджеты. Много раз, и эксперты, и политики, и даже эксперты МФВ и ЕС, задавали нашим представителям власти вопрос: зачем этот кругооборот денег? Почему нельзя сразу оставить большую часть денег местным бюджетам, и пусть они финансируют, и школы, и больницы, и горемычные дороги? Но говорят много, и говорят долго, а до децентрализации дело никак не дойдет.
Насчет госгарантий. В проекте госбюджета запланировано, что Кабмин в 2017 году выдаст госгарантии на сумму около 13 млрд. грн. Около 6 млрд. грн, это будут госгарантии под облигации для повышения обороноспособности Украины. Раньше таких займов не было, теперь это новое в финансировании армии. Ожидается, что инвесторами нашей армии выступят инвесторы, как из Украины, так и из-за рубежа. Если же инвесторы не найдутся, то в любом случае, НБУ сможет их выкупить за счет эмиссии гривны и профинансировать армейские тендеры и расходы.
И еще, насчет НБУ и ОВГЗ. Проект госбюджета на 2017 года предлагает НБУ и Минфину за счет эмиссии ОВГЗ скупить ряд украинских банков и в тот же момент провести докапитализацию госбанков. Это делается с целью увеличения доли государственных банков в банковском секторе. При этом используется старая схема. Минфин выпускает ОВГЗ, они меняются на акции банка, а уже НБУ выкупает у банка ОВГЗ, и, тем самым, насыщает банк деньгами за счет эмиссии гривны. Так что, скорее всего, в 2017 году дефицита гривны не будет. Эмиссию сделают хорошую.
Вот такой получился проект госбюджета на 2017 год. Теперь осталось его принять, и хотя бы одним глазком посмотреть, как его выполняют.