Для начала посмотрим на макропоказатели, заложенные в бюджет. Ведь именно этот базис на самом деле и обеспечивает уровень доходов бюджета. Завышенные прогнозы по росту ВВП или инфляции порождают потом проблемы с недовыполнением доходной части и провоцируют печатный станок (более логичный секвестр расходов обычно в Украине не практикуется).
Сразу сделаю вывод - заложенные в бюджет-2017 макропоказатели слегка оптимистичны, так как базируются на прогнозах МВФ. Правда, долгосрочные прогнозы МВФ в отношении Украины уже ярко оптимистичны из-за ожиданий проявления результатов реальных реформ. Однако история 2015-16 годов пока говорит о продолжении имитации реформ - ни власти ни олигархи не заинтересованы в реформе Системы. Так что макропрогнозы на 2017 год в целом можно признать слегка оптимистичными, а на следующие годы слишком оптимистичными (но этих прогнозов в бюджете-17 нет).
Макропрогнозы госбюджета-17 Украины:
Номинальный ВВП 2584,9 млрд.грн. (рост на 13% к номинальному ВВП текущего года и на 3% в реальном исчислении) - немного завышенный прогноз.
Потребительская инфляция 8,1% - реально достижим, учитывая низкие доходы населения и отсюда низкий потребительский спрос.
Инфляция в промышленности 8,5%.
Среднемесячная зарплата 5988 гривень (рост к предыдущему году на 12%, то есть даже меньше, чем ожидается рост ВВП) - может быть. Именно на этот рост в 12% стоит ориентироваться рознице.
Прибыль прибыльных предприятий 616,4 млрд.грн. - может быть.
Экспорт товаров и услуг 47,2 млрд.долл. (+8%), а Импорт товаров и услуг 49,9 млрд.долл. (+9,7%) - дефицит торгового баланса наверняка будет чуть хуже, если опираться на прогнозы по экономическому росту и реальному росту доходов населения. А внешнеторговый дефицит будет сдерживать рост ВВП.
Итак, еще раз - макропрогнозы, заложенные в госбюджет слегка оптимистичны.
Немного позже поговорим о планируемых госфинансах и методах закрытия бюджетных дыр.
PS. Выдержка из пояснительной записки, ярко показыающая на чем базируется оптимизм Минфина:
“Зазначений сценарій передбачає успішне та швидке реформування економіки, що буде проводитися за підтримки міжнародного співтовариства. Прогнозні макроекономічні орієнтири є близькими до прогнозу МВФ.
За інформацією Мінекономрозвитку, основними чинниками росту виступатимуть як сприятлива зовнішньоекономічна кон’юнктура, так і впровадження кроків по забезпеченню стійкого зростання на інвестиційно-інноваційній основі. Значну роль відіграватиме залучена для реалізації перспективних інвестиційних проектів та заходів з відновлення зруйнованої інфраструктури східних регіонів України донорська допомога та надані кредитні ресурси міжнародних фінансових організацій.”