Что потребовал МВФ от Украины за кредит
Кредиты МВФ имеют такую специфику, что предоставляя деньги, МВФ тут же выдвигает и требования к стране, которой дает деньги. Нельзя просто так получить от МВФ деньги и спокойно их потратить.
Кредиты МВФ имеют такую специфику, что предоставляя деньги, МВФ тут же выдвигает и требования к стране, которой дает деньги. Нельзя просто так получить от МВФ деньги и спокойно их потратить. Во-первых, кредит МВФ вообще нельзя ни на что другое тратить, кроме погашения старых кредитов МВФ и погашения процентов по ним. Во-вторых, кредит МФВ всегда нужно возвращать. Поэтому МВФ очень настойчиво напомнил, что Украине уже в 2017 году нужно будет погасить МВФ старый кредит на сумму больше 1 млрд. долл., а в 2018 году еще 2,2 млрд. долл., и так до 2026 года.
В пресс-релизе МВФ указано, что причиной годичной задержки транша для Украины является невыполненное НБУ требование по показателю «чистые золотовалютные резервы». Согласно условиям Меморандума МВФ от февраля 2015 года НБУ во главе с Валерией Гонтаревой был обязан до 1 января 2016 год за счет скупки валюты на валютном рынке Украины сформировать чистые золотовалютные резервы на уровне не меньше 4 млрд. долл. (не путайте с официальными золотовалютными резервами, это разные показатели). В действительности Гонтарева смогла купить на рынке валюты только на сумму 1,2 млрд. долл. На 1 января 2017 года чистые золотовалютные резервы должны были быть около 8 млрд. долл., а сейчас они только 3,4 млрд. долл. МВФ, понимая, что НБУ не способен выполнить этот критерий, решил пойти на уступки, и разрешил исключить требования к размеру чистых золотовалютных резервов на 2015 и 2016 год. Но уже в 2017 году их нужно будет выполнить, и на 1 января 2018 года сформировать чистые золотовалютные резервы на уровне не меньше 10 млрд. долл. А пока что МВФ уменьшил размер транша на 3,4 млрд. долл. до 1 млрд. долл., но уступил по показателю. Так что Украина получила год на передышку, когда можно будет не спешить с наполнением чистых золотовалютных резервов. Но обещал еще 1,3 млрд. долл, если все новые нормативы выполнит Украина.
Кроме того, МВФ дал понять, что он не против любых изменений в валютном законодательстве Украины, если это будет идти на пользу валютному рынку Украины. Поэтому можно ожидать продолжения политики либерализации валютного рынка в Украине. Это, в целом, положительная новость, так как проблема валютного рынка в Украине очень серьезная. Хотя МВФ явно оптимистически относится к валютному рынку Украины, так как ожидается, что все эти послабления должны привести к массовому притоку денег, прежде всего, валюты, в банковский сектор Украины. Посмотрим. Может он и прав.
Что касается госбюджета, то МВФ тут остался беспрекословным, и требует, чтобы дефицит госбюджета был не больше 3%. Поэтому и в проекте госбюджета на 2017 год заложен такой показатель дефицита. Хотя, выполнять его будет явно сложно. МВФ рекомендует правительству Гройсмана не снижать налоги, а менять только методы администрирования налогообложения. В условиях Украины это может привести к усилению фискального давления на бизнес и население. Как известно, сейчас во многом наполнение госбюджета происходит за счет счетов НДС и невозврата НДС. Усиление администрирования может привести к тому, что счета НДС фактически будут только изымать деньги из бизнеса и НДС–налог на добавленную стоимость превратится в налог со всей стоимости. Как результат, производители и продавцы будут просто всю сумму НДС включать в цену товара, так как будут понимать, что возмещение НДС будут получать только избранные лица, приближенные к «кормушке». Это будет только раскручивать спираль инфляции. Хотя МВФ и мечтает, что инфляция в Украине будет снижаться. А точнее будет не больше 12% за год. Но, в условиях фискального давления, это нереально. Явно МВФ просто не знает экономику Украины, и совершенно забывает, что любые драконовские методы в системе налогов приведут к росту «теневой экономики», что и наблюдается в последние два года.
Главное же требование МВФ за свой миллиард, это проведение пенсионной реформы. МВФ эту реформу назвал «параметричной». Скорее всего, в самом МВФ не знают, что значит это слово. Но фактически все сводится к тому, что МВФ рекомендует ликвидировать дефицит государственного Пенсионного фонда, который сейчас составляет около 160 млрд. грн. Это можно сделать, или за счет уменьшения пенсионеров, или за счет уменьшения размера пенсий. Действительно, есть два пути. Отказать части пенсионеров, прежде всего, со спецпенсиями, в получении пенсий и перевести их на общие условия пенсионного обеспечения. Второй путь, о котором говорят все чаще, это оставить за государственным Пенсионным фондом выплаты пенсий только на уровне минимальной пенсии, а дополнительную пенсию украинцы должны будут сами накопить себе за счет части своей зарплаты на специальном накопительном фонде. При этом МВФ требует повысить необходимый трудовой стаж для получения этой минимальной пенсии. Возможно, что миллиард МВФ заставит правительство Гройсмана уже с 1 января 2017 года запустить эту пенсионную реформу. За кредит нужно будет отчитаться.
Кредит МВФ в размере 1 млрд. долл., это, скорее, имиджевый сигнал, чтобы показать, что МВФ продолжает сотрудничать с Украиной и будет и дальше давать рекомендации и указания, а что касается дальнейшего финансирования, все будет зависеть от самой Украины, и от того, насколько реально будет улучшаться ситуация в экономике Украины. Посмотрим. В любом случае, скоро выборы президента США, а МВФ, это фактически финансовый отдел в администрации президента США.