Правда, тогда на полигоне, похоже, возникли какие-то технические проблемы, и испытания пришлось отложить. Однако 9 сентября, в тот день, когда в Северной Корее отмечается День основания КНДР, испытания все-таки провели. Взорванное на этот раз ядерное устройство оказалось самым большим за всю историю северокорейской ядерной программы – по оценкам, мощность заряда составила 10 килотонн.
Вдобавок на протяжении последних месяцев свои успехи неоднократно демонстрировали и северокорейские ракетчики. Им удалось произвести несколько удачных запусков баллистических ракет большой дальности и, что самое главное, успешно запустить из подводного положения баллистическую ракету, предназначенную для базирования на подводных лодках. Последний запуск вызвал немалое удивление среди специалистов, потому что работа над баллистическими ракетами для подводных лодок началась в Северной Корее всего лишь три года назад и никто не ожидал, что первый полностью удачный пуск состоится в такие сжатые сроки.
Понятно, что подобные успехи северокорейских ракетчиков и ядерщиков не вызывают особого вдохновения у соседей Северной Кореи. Однако, анализируя ситуацию, сложившуюся вокруг северокорейской ядерной программы, нельзя не прийти к неутешительному выводу: сейчас нет никаких реальных шансов на то, что эту программу удастся ликвидировать или даже существенно замедлить.
Вообще говоря, существует два потенциальных подхода к северокорейской ядерной проблеме. С одной стороны, есть сторонники санкций, позиции которых неизбежно усилятся уже в ближайшие месяцы. Начиная с октября 2006 года, когда в КНДР были проведены первые ядерные испытания, после каждого очередного взрыва Совет Безопасности ООН принимает очередную резолюцию, которая вводит все новые и новые экономические санкции против Северной Кореи.
Резолюция №2270, принятая в марте этого года, беспрецедентна по своей жесткости – в частности, она запрещает странам, входящим в ООН, покупать у Северной Кореи большинство видов минерального сырья. Скорее всего, в ближайшее время – в полном соответствии с установившейся традицией – будет принята новая резолюция, которая провозгласит еще более жесткий подход к Северной Корее и введет новые ограничения на ее внешнюю торговлю.
Однако санкции оказались на удивление неэффективными. Парадоксальным образом введение санкций в Северной Корее в 2006 году совпало с началом восстановления северокорейской экономики, а последние 10 лет вообще были для Северной Кореи временем экономического роста. В период правления Ким Чен Ына этот рост ускорился. Существуют самые разные оценки масштабов этого роста: оптимисты считают, что он может достигать 4–5% в год, а пессимисты говорят, что где-то 1–1,5%. Но сам факт роста признается всеми серьезными аналитиками.
Привет Каддафи
Есть несколько причин, по которым санкции против Северной Кореи останутся такими же малоэффективными, какими они были и раньше. Во-первых, серьезное препятствие на пути успеха санкций – это позиция Китая. Китай сейчас практически монополизировал торговлю с Северной Кореей – на него приходится около 90% всего внешнеторгового оборота КНДР. При этом Китай находится в достаточно сложном положении, и его отношение к северокорейской ядерной проблеме, скажем так, амбивалентно.
Новости по теме: КНДР назвала испытания ядерного оружия ответом на санкции США
С одной стороны, Китай крайне недоволен северокорейскими ядерными амбициями. В Пекине не без основания считают, что действия Северной Кореи резко увеличивают риск распространения ядерного оружия. Будучи членом пятерки официально признанных ядерных держав, Китай, конечно, не испытывает по поводу этой перспективы ни малейшего энтузиазма.
Дополнительные проблемы для Китая создает и то обстоятельство, что северокорейские ядерные испытания и запуски ракет дают США весомые основания для того, чтобы сохранять и усиливать свое присутствие в Северо-Восточной Азии, в самой непосредственной близости от китайских границ. В разговорах с китайскими дипломатами и аналитиками можно часто услышать, что Пхеньян, дескать, своими действиями играет на руку Вашингтону и вообще "ведет себя так, как будто действует по американской указке".
С другой стороны, у Китая есть причины бояться того, что излишне жесткое давление на КНДР может спровоцировать в Северной Корее острый экономический кризис, который при неблагоприятном повороте событий может превратиться в кризис политический. Китаю вовсе не хочется, чтобы расположенная в непосредственной близости от китайских границ (и, кстати сказать, от китайской столицы) страна, у которой вдобавок есть ядерное оружие и средства массового поражения, вдруг превратилась в некое подобие Сирии или Ливии. Понятно, что при таком повороте дела основным пострадавшим станет именно Китай, которому придется иметь дело и с потоками беженцев, и с попытками вывезти образцы оружия массового поражения, и с прочими неприятными проблемами.
Наконец, у Китая есть основания с подозрением относиться к перспективе объединения Северной и Южной Кореи по германскому сценарию – а именно такое объединение может стать результатом острого кризиса в КНДР и падения режима семейства Ким. С точки зрения Китая такой поворот событий означает возникновение у границ КНР националистического, либерально-демократического государства, которое вдобавок с большой долей вероятности останется союзником США.
Во-вторых, есть и другая причина, по которой санкции не приведут ни к каким результатам. Дело в том, что северокорейская политическая элита абсолютно уверена в том, что ядерное оружие является гарантией ее политического, а возможно, и физического выживания. У этой уверенности есть некоторые основания. Судьба Саддама Хусейна и особенно Муаммара Каддафи послужила немалым уроком для пхеньянского руководства – там хорошо помнят, что Каддафи единственный диктатор современности, который согласился отказаться от ядерной программы в обмен на обещания разнообразных экономических благ.
Поэтому даже в том – весьма маловероятном – случае, если Китай будет полноценно участвовать в санкциях и установит что-то вроде экономической блокады КНДР, Северная Корея не пойдет на уступки.
Экономический кризис может привести к повторению гуманитарной катастрофы 1990-х и к гибели от голода сотен тысяч северокорейцев. Но с точки зрения северокорейской элиты, от которой одной только все в стране и зависит, такой поворот событий является, безусловно, прискорбным, но не может восприниматься как основания для того, чтобы говорить о сдаче ядерного оружия – главного гаранта сохранения северокорейской государственности в ее нынешнем виде. Впрочем, имеет смысл напомнить: в настоящее время о подобном экономическом кризисе можно говорить только теоретически – пока северокорейская экономика не испытывает ощутимых проблем.
Война и переговоры
Помимо санкций, другим способом решения проблемы часто считают переговоры – время от времени упоминая об "иранском варианте". Хотя в последнее время сторонников идеи переговоров стало существенно меньше, мало кто на Западе теперь всерьез рассчитывает на то, что северокорейскую проблему можно будет решить путем компромисса, уговорив северокорейское правительство отказаться от ядерного оружия в обмен на те или иные экономические блага. Скорее всего, этот скепсис обоснован (мы уже упоминали пример Каддафи, печальная судьба которого хорошо известна в Пхеньяне).
Впрочем, есть и другие причины, которые означают, что переговоры обречены на неудачу. Во-первых, в отличие от Ким Чен Ира, который был готов к тому, чтобы заморозить свои ракетно-ядерные программы в обмен на экономические уступки (о сдаче программ и ядерном разоружении речь не шла в любом случае и тогда), Ким Чен Ын недвусмысленно показывает, что он пока не собирается вести какие-либо переговоры по ядерному вопросу. Скорее всего, о переговорах не будет и речи до тех пор, пока в распоряжении Пхеньяна не окажется полноценный ракетно-ядерный потенциал, включающий и средства доставки ядерного оружия.
Во-вторых, если со временем Северная Корея и пойдет на переговоры, то будет в лучшем случае говорить о замораживании своей ядерной программы, а никак не о ее сдаче. Впрочем, даже за такие уступки руководство Северной Кореи потребует достаточно большую цену, в том числе и финансовую.
Таким образом, ни переговоры, ни экономическое давление, скорее всего, не смогут решить северокорейскую ядерную проблему. Конечно, остается вероятность того, что США и некоторые их союзники могут пойти на военную операцию, в частности – на нанесение ударов по северокорейским ядерным объектам. Но тут шансы невелики: Северная Корея в отличие от, скажем, Ливии 1986 года или Ливана 1982 года вполне в состоянии нанести ощутимый ответный удар. Фактически в роли заложников выступает 25-миллионное население большого Сеула – огромной городской агломерации, которая располагается на границе с Северной Кореей и простреливается северокорейской артиллерией практически насквозь.
Существуют немалые опасения по поводу того, что на удары по ядерным объектам северокорейская сторона отреагирует ударом по Сеулу или, возможно, по американским базам на территории Южной Кореи. Подобный поворот событий не вызывает энтузиазма ни в Вашингтоне, ни тем более в Сеуле, а ведь проведение подобных операций без согласия и активной поддержки Южной Кореи крайне затруднительно или вовсе невозможно.
Конечно, нельзя полностью исключать и то, что американское руководство пойдет на применение военной силы – особенно если во главе страны встанет такой человек, как Дональд Трамп (он уже недвусмысленно намекнул на возможность превентивных ударов по Северной Корее). Но в целом вероятность такого поворота событий невелика.
Наконец, ситуацию может изменить внутренний кризис в КНДР – в конце концов, революции имеют свойство случаться время от времени. В долгосрочной перспективе революция в КНДР возможна и даже вероятна, но вот особых оснований для того, чтобы ожидать ее в ближайшие годы, все-таки нет.
Итак, ни санкции, ни переговоры не принесут решения проблемы, военные операции слишком рискованны, а глобальные политические перемены не слишком вероятны. Все это означает, что внешний мир, скорее всего, в ближайшие годы будет с раздражением и беспокойством наблюдать за тем, как Северная Корея продвигается к своей цели – созданию полноценного ядерного потенциала и средств его доставки. Рано или поздно такой потенциал будет создан, и тогда, вероятно, возникнет ситуация, в которой станет возможно начать переговоры. Однако к тому времени всей системе нераспространения ядерного оружия будет нанесен очень серьезный ущерб.