12 фактов о Луганске: что изменилось за последние два года
Можно долго и эмоционально рассказывать, что изменилось за последние два года жизни в Луганске. Можно попытаться свести все к фактам, что я и пыталась сделать, опираясь лишь на объективные показатели изменений и признаки новой жизни.
1. На дорогах «республики» – большое количество машин с российскими номерами. Некоторые покупают себе машины в России, но чаще это машины тех россиян, кто стремится построить в городе свой бизнес, привез товар или купил в Луганске недвижимость, пользуясь моментом.
2. А вот размер пенсий «абсолютно такой же», как и до войны. Если человек в начале 2014-го получал 1100 гривен, то сейчас на руки он получает 2200 рублей – правда, «официальный курс» перечислений гривны к рублю 1:2. Именно по такому курсу рассчитают желающих в супермаркетах. Всем, кто вышел на пенсию после лета 2014 года, в «республике» «назначают» минимальную пенсию. Говорят, нет «пенсионного фонда» для больших выплат.
3. Как это не удивительно, бизнес при безденежье в большинстве развивается. В основном, за счет денег находчивых россиян, которые вкладывают его в бургерные вместо «МакДональдса» и «Печь» вместо «Печки». Торговля российскими продуктами питания, строительными материалами вместо привычных марок везде. Но есть и микробизнес, когда к удивлению самих предпринимателей они после войны изменили статус наемника в рыночном модули на владельца и частного предпринимателя, воспользовавшись тем, что многие не вернулись, а кто-то слишком долго присматривался к ситуации. Так открываются парикмахерские, когда кооперируются несколько подруг, арендуют помещения и проходят все этапы «регистрации» собственного бизнеса. До войны они о таком могли только мечтать. Кто-то, воспользовавшись ситуацией, расширил свой бизнес за счет оборудования конкурентов, которое не было возможности вывезти, и его продали за бесценок. Вообще сейчас неплохое время для тех, кто имеет бизнес-идею, сообразительность и деньги на ее реализацию. А вот владельцы крупных торговых сетей оказались игроками в собственные ворота. Платить аренду помещений супермаркетов стало невозможным. Электричество и отопление для такой площади стоят, как золото. Всю зиму экономили электричество, не работали именно по этим причинам транспортные ленты на кассах, не было отопления в торговом зале и технических помещениях. Продавцы комментировали качество товара: «Он свежий, но замерз, дома он оттаивает и вы почувствуете, что приобрели свежее». Сейчас сети супермаркетов из-за нехватки товаров и стоимости электроэнергии и отопления для коммерческих структур переживают крайне сложные времена. Уходят из города те известные торговые сети, которые открывались когда-то в Луганске первыми. В помещениях супермаркетов «АТБ» работает сеть «Народный», вместо супермаркета «Абсолют» на квартале Солнечный открылся «Спар».
4. В «республике» есть единственный «банк» - «государственный», который работает в помещении сети «Ощадбанка». В нем все «бюджетники» получают заработную плату, платят коммунальные платежи (их еще можно оплатить на «почте») и получают «социальные выплаты». В этом «банке» можно обменять валюту. Банкоматов в «республике» нет. Точнее они есть, как атавизм - остались в помещениях банков и супермаркетов. Снять деньги можно через «виртуальные карманы» и «электронный банкинг» в коммерческих «центрах», где охотно выдадут деньги с карточки 5% комиссии от суммы в рублях и 6% комиссии от суммы в гривнах. В сервисном «центре» можно увидеть смутное объявление: «У нас можно перечислить оплату за ремонт бытовой техники на карту». Нигде больше уплату карточкой не принимают.
5. Вообще, по сравнению с прежней жизнью, много чего нет – интернет-магазинов, перевозчиков, сервисов. Ремонта оборудования можно ждать полгода из-за отсутствия запчастей, некоторые вещи стали невозможными вообще – переслать документы, получить письмо и посылки из-за границы или городов, контролируемых Украиной.
6. В городе не ездят трамваи. Конечно, на фоне всего это мелочи. Но провода понемногу разворовываются, на рельсах пасут коз и сваливают мусор, а в трамвайном парке хранят кирпич.
7. Одной из острых проблем в «республике» является безработица. Работать за копейки люди не хотят, а единственной альтернативой для многих является «армия». Поэтому выход из ситуации для многих прямой – переслать документы, получить письмо и посылки из-за границы или город ехать туда, где можно заработать. Грантов, частных международных проектов в «республике» не существует.
8. С медициной ситуация неоднозначная. Есть «гуманитарка», которой лечат «военных», но все остальные покупают лекарства, как и прежде. Лекарства заказывают всем, кто приезжает из украинских городов, лекарства заказывают в местных аптеках. Лекарства – дефицит. Вообще все, кто едет из Украины сюда, везут гривну с карточек, сало и лекарства. Если еще есть место, везут одежду, продукты, мясо, запчасти, моющие средства, потому что буквально все дешевле «на большой земле», чем в Луганске.
9. Мобильную связь можно описать единственным словом – плохая. Вариантов выбора два – «МТС» и местный «ЛугаКий». Ни «Киевстар», ни «Лайф» в «республике» не работают. Связь часто низкого качества, на «государственные» праздники ее блокируют. Пополняют телефонные счета на рынках с рук или в коммерческих центрах.
10. Благотворительные организации и волонтерские движения в «республике» действуют, но от большинства рядовых жителей часто можно услышать, что никто никогда никакой помощи ни от кого не получал. Есть общественная организация «Мир Луганщине», но чаще ее акции ограничиваются показательными митингами, конкурсами рисунков, всем тем, что поражает массовостью и имеет эффектный вид с телеэкрана.
11. Большое количество ведущих врачей, ученых, инженеров покинуло город. Кто-то стремится вернуться на свои же рабочие места, кто-то нашел себя в других городах. Но нехватка специалистов ощутима.
12. Человек может привыкнуть ко всему. Но есть и те, кто не привыкает к впечатляющим изменениям качества жизни и стрессов из-за возраста и хронических болезней. Последним пунктом выносить увеличение количества онкологических заболеваний, заболеваний сердца, сахарного диабета и смертей очень не хочется, хотя эти факты из жизни жителей «республики» не являются тайной.
То, что не убивает нас, делает сильнее. Очень хочется в это верить.