Ему важнее добиться официального возобновления выплат, положенных ему формально по нашим законам. Азаров хочет, чтобы Украина ему платила – пусть даже гривну в месяц, но обязательно.
Новость о том, что Подольский районный суд города Киева обязал Пенсионный фонд возобновить пенсионные начисления бывшему украинскому премьеру Николаю Азарову, не опередила хит сезона о квартире депутата Сергея Лещенко. Но одной из любопытных новостей дня все-таки стала. За возмутительным фактом прячется несколько важных для понимания сути проблемы деталей.
Прежде всего, какова цена вопроса? О том, что сбежавший в Россию экс-премьер, а также еще полтора десятка бывших "регионалов", соратников Виктора Януковича, продолжают получать пенсию из украинского бюджета, СМИ сообщили в ноябре 2015 г. Причем до того времени подобные вопросы Пенсионный фонд футболил, ссылаясь на закон о защите персональных данных. Прозвучали известные одиозные фамилии: не только Янукович и Азаров, но и Пшонка, Ефремов, Богатырева. Тогда же нардеп Дмитрий Добродомов каким-то образом подсчитал: за 20 месяцев - с момента победы Майдана и бегства части "бывших" - им было начислено пенсионных выплат на общую сумму 3,5 млн грн. Однако в Пенсионном фонде этого не подтвердили и не опровергли. То есть украинцы не знают точно, сколько каждый из экс-"регионалов" получает на лицо.
Однако борьба за пенсию для конкретного Николая Яновича развернулась нешуточная. В феврале текущего года суд отменяет арест пенсии Азарова, наложенный в конце 2015-го после оглашения указанной выше информации. Но по ходатайству прокуратуры следственный судья снова арестовывает пенсию Азарова. 29 марта 2016 г. Апелляционный суд Киева соглашается с доводами прокурора и законность ареста пенсии экс-премьера подтверждает. Только Яныч оказался крепким орешком, и вот теперь пенсию по решению суда получать таки будет. Трудно представить, что судебная тяжба ведется без его участия и благословения.
Надо понять, за что сражается главный в прошлом консерватор нашей страны, отстаивающий на митингах в январе 2014 г. традиционные ценности, против которых, по его мнению, восстал Майдан. В частности, он заявил: требование Евросоюза – легализация однополых браков в Украине, без этого ассоциации не бывать. Потому нет другого выхода, кроме как разделить три с половиной миллиона на двадцать месяцев, а полученную сумму – на семнадцать, по количеству получателей украинской пенсии. Ясно, что у Азарова она выше, чем у Могилева, но давайте уравняем всех бывших чиновников высшего ранга. Простая математическая задачка в два действия дает ответ: каждому начисляли чуть больше 10 тыс. в месяц.
Отдаю себе отчет: сумма все-таки приблизительная. Она вполне может быть вдвое большей, если речь идет о пенсии для бывшего главы правительства. Но все равно 20 тыс. грн в месяц – огромные, практически недостижимые деньги для украинского бюджетника. И ничтожные для миллионера, которым, вне всяких сомнений, стал Азаров за десять последних лет работы в украинском правительстве. Он был так же коррумпирован, как и все окружение Януковича. Бизнес сына процветал, и Азаров-младший ворочал миллионами долларов практически легально, имея заблокированные после Майдана счета в западных банках.
Вот за них стоит бороться. Что Азаровы и делают: в начале текущего года суд ЕС постановил разморозить активы семьи. Хотя украинская прокуратура быстро пояснила: намерение снять не означает фактической разморозки активов. Но сами разговоры вокруг этого подтверждают: Азаровы не сдаются. Только украинская пенсия, которую Азаров-старший получит в России и конвертирует в рубли, финансовых проблем беглеца не решит. Вернее, у Николая Яновича сейчас нет финансовых проблем.
Ему важнее добиться официального возобновления выплат, положенных ему формально по нашим законам. Азаров хочет, чтобы Украина ему платила – пусть даже гривну в месяц, но обязательно. Ведь наша страна ему должна, так считает экс-премьер. Ему нужен реванш. Для него эти деньги – способ не обогатиться, а получить моральное удовлетворение. Сюда же – прямое включение Азарова в эфире радио "Вести" этой весной. Он считает, что имеет право говорить в обокраденной с его участием стране и до сих пор требовать за это деньги. И если украинский закон беспомощен, значит, пенсия Азарову – вопрос больше политический, чем финансовый.