Когда уйдет Путин
С точки зрения интересов страны нехорошо доводить до того, чтобы главу государства выносили вперед ногами, но с точки зрения номенклатуры – очень даже правильно.
Когда журналист американского издания Bloomberg спросил Путина, планирует ли тот баллотироваться в 2018 году четвертый раз, российский президент, по сути, не сказал ничего. «Я могу либо принять участие в выборах, либо не принимать. Если не буду принимать участия, то тогда будет избран другой глава государства», - сказал он журналисту. На месте Путина так ответил бы любой авторитарный лидер.
Сложно предугадать, какой будет ситуация в 2018 году, но она вряд ли будет хорошей. И чем сложнее будет складываться ситуация, тем сложнее Путину будет уйти от кормила, потому что он выстроил подогнал всю систему управления в Российской Федерации под себя. Это ручное управление.
Даже при желании он не смог бы отпустить руль из рук, поскольку это связано с большими рисками. В сложной политической ситуации, когда рейтинги власти идут вниз, все очевидней становится изоляция России, усугубляются экономические трудности, отойти от власти – значит потерять силу. А Путин – это человек, который верит только в силу. Появляется опасность, что новая власть, даже если она будет поставлена им самим, в поисках социальной поддержки будет вынуждена сводить счеты со своими же бывшими соратниками – так обычно и бывает в авторитарных государствах. Возможно, лично Путина новый президент и не тронет, но совершенно точно будет продвигать своих людей.
Соответственно, возникнет ситуация турбулентности и угрозы для людей путинского лагеря. Леонид Брежнев, к примеру, в узком кругу говорил, что ему давно уже пора на покой, но окружение его отговаривало. Дескать, для поддержания стабильности старому генсеку нужно оставаться у власти. Поэтому он продолжал руководить Советским Союзом даже после инсульта, с шамкающей челюстью.
С точки зрения интересов страны нехорошо доводить до того, чтобы главу государства выносили вперед ногами, но с точки зрения номенклатуры – очень даже правильно. Они это называют стабильностью.
В России ситуация складывается примерно такая же. Говорить о каких-то переменах нет никакого повода. Путин не мог сказать, что он точно пойдет на выборы, поскольку люди все-таки хотят перемен. Хотя Путин нравится населению, он все же слишком долго был у власти. Россия – все-таки не Узбекистан. Если бы он сказал, что будет рулить до самой смерти, это не вызвало бы у людей симпатии. Более того, могло бы даже привести к снижению рейтинга. Поэтому Путин не сказал ни да, ни нет.