Существует серьезная угроза, что электронное декларирование будет сорвано
Судя по всему, информация о полной готовности и соответствии требованиям законодательства системы, запущенной на сайте НАЗК, не соответствует действительности. Это если сдержанно.
Мы с коллегами ЄвроОптимісти проанализировали систему, которая сейчас запущена. Холодно, без истерик и с аргументами.
Это официальная позиция нашей группы. Коллеги и эксперты, с которыми мы консультировались, уверены, что на данный момент существует серьезная угроза, что электронное декларирование будет сорвано.
Главная проблема состоит в том, что запущенный продукт не соответсвует внутренним нормативным документам и, что еще хуже, она продолжает меняться, оставляя чиновникам и политикам возможность вносить в декларацию заведомо неправдивую информацию без угрозы уголовного преследования.
В частности, даже при первичном осмотре разделов и пунктов электронной декларации можно заметить расхождения с утвержденными НАЗК техническими требованиями к системе.
Итак, по состоянию на 14.00 5 сентября 2016 самыми критичными проблемами являются:
1. Система позволяет подать несколько деклараций за один и тот же отчетный период. Это противоречит закону и значительно усложнит привлечение к ответственности за представление недостоверных сведений.
2. В разделе 16 декларации отсутствует возможность предоставления информации о членстве субъекта декларирования в органе общественной организации (что противоречит закону «О предупреждении коррупции»).
3. Отсутствует предусмотренная законодательством возможность предоставления полям атрибутов: "Не применяется", "Неизвестно", "член семьи не предоставил информацию».
4. Некорректно работает публичный АPI: возможность загружать декларации в машиночитаемом формате отсутствует (это противоречит Порядку формирования, ведения и публикации (предоставления) информации Реестра, утвержденном НАЗК).
5. Система указывает на ошибки при заполнении полей формы, однако это не мешает сохранить заполненную с ошибками форму декларации, как черновик. Это касается также полей, заполнение которых является обязательным и блокирующим согласно Техническим требованиям к заполнению полей формы. Это означает, что черновик с критическими ошибками или незаполненными сведениям в блокирующих полях может быть подана как декларация и это будет невозможно проверить без предоставления права тестировать систему.
6. В персональном электронном кабинете субъекта декларирования отсутствует возможность получать сообщения от системы и НАЗК, а также направлять электронные запросы в НАЗК. Соответствующие разделы кабинета отсутствуют как таковые. Это противоречит Порядку формирования, ведения и опубликования (предоставления) информации Реестра. Следствием такого несоответствия может стать избежание ответственности лиц за внесение недостоверной или неполной информации в электронную декларацию, - в будущем они смогут ссылаться на существующие на момент заполнения недостатки системы.
Учитывая существенное общественное значение данного вопроса, высокий уровень угрозы срыва процесса электронного декларирования и ограниченные временные рамки, мы требуем от правительства и НАЗК немедленного отчета (07.09.16) перед профильным комитетом Верховной Рады относительно состояния внедрения электронного декларирования, устранение несоответствий отдельных параметров системы (базы) нормативным документам и полноценного запуска системы.