Иллюзии Путина относительно «Крымнаш»
На днях Владимир Путин на заседании Восточного экономического форума заявил, что вопрос территориальной принадлежности Крыма исторически закрыт.
Несмотря на категоричный тон, подобные заявления говорят не об уверенности России, а – наоборот, об уязвимости вопроса для Кремля. "Крымнаш" – это иллюзия и пропагандистский мем (в смысле отсутствующая в плане содержания структура). Россия думает, что тактическая победа станет стратегической, и Крым навсегда останется в составе РФ. И зря так думает. Потому что позиция Украины (вернуть аннексированную территорию, защитить права крымских татар как коренного народа Крыма, вообще отстоять право Украины на суверенность) – стратегически более перспективна, чем позиция РФ.
Во-первых, санкции Запада по Крыму будут только нарастать. Как мы знаем, Соединенные Штаты на днях расширили список физических лиц (на 17) и компаний из России и оккупированных регионов Украины (на 20), подпадающих под санкции. Под санкции, в частности, попали кампании, причастные к строительству Керченского моста – "Мостотрест", "СГМ-мост", ФКУ "Упрдор "Тамань", "Гипростроймост", центр судоремонта "Звездочка" (в Северодвинске и Севастополе). В санкционном списке также дочерние компании "Газпрома" – "Газпром-медиа", "Газпром-капитал", "Газпром-инвест". Ну и ряд физических лиц, находящихся "у власти" на аннексированных и оккупированных территориях Украины – "заместитель председателя" Совмина аннексированного Крыма Дмитрий Полонский, ряд крымских "министров", заместитель командующего штабом боевиков ОРДО Эдуард Басурин, другие.
Во-вторых, реалии "денег нет, но вы держитесь" становятся для Крыма еще реальнее (в силу санкций и изоляционизма России, инфраструктурной зависимости Крыма от Украины).
В-третьих, Украина готовит ряд исков против России, в том числе в Международный суд ООН в Гааге, в том числе по Крыму.
В-четвертых, дважды повторить историю с изгнанием крымских татар (Россия правопреемница СССР) – это как раз антиисторический подход. По большому счету, российская власть сама не верит в то, что официально провозглашает. Россия хочет показать, что украинская идентичность ничтожна, в то время как российская – перспективна. Но непонятно, что строит Кремль. Идею репроимпериализации, с которой недавно выступил байкер Хирург, не назовешь не то что перспективной, но даже реальной – это идея из области телевизионной пропаганды.
В-пятых, никакого внятного обоснования аннексии Крыма Кремль так и не сформулировал. Разные версии, которые мы слышали за все это время – угроза "фашизма", "русская весна", "угроза" НАТО – говорят о поиске оправдания аннексии. В документальном фильме "Крым. Путь на Родину" Путин, собственно, сам рассказал, что это была спеоперация. Но внятной мотивации этого шага российская власть так и не сформулировала. А если нет четкого обоснования действий – значит, нет и стратегии. Потому что когда есть стратегия, то есть понимание причин действий. Импульсивность не может быть частью стратегии. А раз нет стратегии – значит, нет и осмысленной перспективы. Владимир Путин поставил в дурацкое положение всю страну. Стратегия РФ сегодня – это "перспективный изоляционизм". То есть, от модернизации, которая обсуждалась еще до 2012 года, Кремль пришел к изоляционизму.