Чем чревата неспособность НБУ быстро и эффективно очистить банковский рынок Украины
О безопасности в Украине любят рассуждать. Говорят, как правило, много, красиво, красочно.
Обыватель под безопасностью понимает в первую очередь военную сферу – артиллерия, самолёты, солдаты. В крайнем случае говорят ещё о «шпионах» и информационной войне. Часть, чуть более начитанных, вспоминают об агентах влияния. Которые могут проявляться в различных сферах: от начальной школы до политики. И мало, очень мало людей, рассуждая о национальной безопасности, вспоминает финансовую сферу.
А жаль. Ведь если подумать, то такие вещи как кризис неплатежей, «внезапное» банкротство ряда банков, скачки валютного курса могут парализовать работу государства. Или создать прекрасные стартовые условия для проведения информационных и других операций. Раз — и всё — военная сила не нужна. Как поётся в старой песенке из детского фильма: «на дурака не нужен нож. Ему покажешь медный грошь и делай с ним что хошь».
Поэтому видимо не зря в состав СНБО включается глава Национального банка. Такая ситуация, кстати, вполне обыденная — советы безопасности многих стран имеют финансистов среди участников. А новая военная доктрина Беларуси и того больше — рассматривает «финансо-экономическую» безопасность как основу безопасности военной. То есть без первого невозможно второе.
Вернёмся к делам украинским. Итак, есть НБУ. Он работает. И последние месяцы в прессе всё чаще появляются критические тексты, касательно методов действий регулятора. Я не собираюсь выступать «адвокатом» Гонтаревой и её команды. Вопросов к НБУ «воз и маленькая тележка». Но есть один процесс, который, в принципе, можно оценить как положительный. Речь идёт об удалении проблемных и подозрительных банков из системы. И сейчас, смею утверждать, интенсивность «боевых действий» на финансовом фронте чрезвычайно высока. Более того, украинская финансовая система может потерпеть поражение, которое будет сравнимо с Иловайском 2014 года в военной сфере.
Большой бой за финансы
Итак, идёт большая война. О её масштабах можно судить по простому показателю. По данным Фонда Гарантирования Вкладов Физических Лиц 81 банк (восемьдесят один) находится в состоянии ликвидации или под управлением временной администрации.
Значительная часть из них не в состоянии выполнить свои обязательства перед кредиторами (или же вероятность такого сценария чрезмерна велика). А это значит, что продолжение деятельности банка в его теперешнем состоянии несёт угрозу финансовой системе страны. Волна задержек платежей (или же их остановка) в условиях войны и нестабильной экономики — удовольствие ниже среднего. К этому приплюсуем опасность в ещё одной сфере. Бунты обиженных вкладчиков могут стать важной составляющей раскачки политической ситуации в стране.
Другая, тоже немаленькая группа — это банки, отправленные на ликвидацию за нарушение законодательства в сфере финансового мониторинга. Говоря простыми словами — в том числе и вывод средств из страны и то, что журналисты любят называть «отмыванием денег». Такие учреждение, как правило, менее публичные. Многие возникли на рубеже 2008-2012 годов. И часть из них успела во времена Януковича стать частью большой системы финансирования Семьи. Забавно получается: бывшее руководство страны в розыске, а их финансовый инструментарий спокойно работает в Украине. И естественно, несёт потенциальную угрозу национальной безопасности.
Имея с десяток банков можно без проблем если не обрушить систему, то создать огромные трудности в финансовой сфере. Особенно если этот десяток координирует свою деятельность друг с другом. Что для структур, входящих в систему Семьи — обычная практика.
Нацбанк пытается ликвидировать такие финучреждения или способствовать их превращению в «нормальные», устойчивые банки. С последним, впрочем, дела не всегда обстоят успешно. Как правило, представители банков, к которым у регулятора возникает ряд обоснованных претензий, решениям НБУ всячески препятствуют. В ход идут чаще всего судебные решения, которые блокируют решения и постановления НБУ о проверках, ликвидации или отзыве банковской лицензии у банков, но иногда в арсенале банкиров наблюдаются и совсем беспредельные инструменты. Одна из самых популярных в последнее время технология давления на НБУ – возбуждение уголовных дел в отношение сотрудников Нацбанка или Фонда гарантирования вкладов физлиц, ответственных за ликвидацию того или иного банка. А это уже вопрос угрозы национальной безопасности. Без всяких преувеличений.
А теперь давайте задумаемся над цифрами. 81 банк. Допустим, что «цена вопроса» для владельцев или групп, их контролирующих – $10 млн в среднем на один банк. Суммы смешные — ещё недавно это была цена двух-трёх тушек в Верховной Раде. Теперь берём $10 млн. и умножаем на 81. Получаем $0,81 млрд. А это уже внушительные деньги. За которые можно побороться. 810 миллионов потенциальных потерь стоят того, чтобы вкинуть немного денег в кампанию по защите своих активов (или потенциального влияния).
Вот и получаем как минимум $8 млн на раскачку политической ситуации и информационную атаку на НБУ. В реальности сумма в разы больше. Ведь, повторю, цена «интереса» во владении банком в $10 млн. — это смешно.
Деньги у противников НБУ есть. Тем не менее, до 2016 года они тратились с сомнительной эффективностью. Жидкие митинги, выступление ряда депутатов – несерьёзно. Были, правда, и достаточно интересные подходы, о которых уже было упомянуто выше — отмена решений НБУ о ликвидации банков (введении временных администраций) через суды. Однако специалисты Национального банка в случае работы с банками-нарушителями научились действовать быстро и решительно – многим владельцам был дан четкий срок для подготовки к выведению банка с рынка, после чего НБУ издавал все необходимые постановления и вводил в банк ликвидатора.
Однако 2016 год явил новый подход. Весьма опасный не только для НБУ, но и для всего украинского государства. Такая себе Янтарная республика (или ДНР/ЛНР) в финансовой сфере.
Плевать на регулятора или «площадка» Семьи против НБУ
В начале 2016 года НБУ решает ликвидировать такой себе «КБ «СОЮЗ». Неизвестный широкой публике банк некоторые финансовые аналитики связывают с финансовыми операциями Семьи Януковича. Наравне с чуть более известным «Південкомбанком», с которым государство также ведет затяжную борьбу.
Национальный банк принимает решение о ликвидации «Союза». Назначает ликвидатора. Тот приезжает к офису банка… И всё. Внутрь попасть не может — охранная фирма не пускает назначенного Национальным банком представителя в здание. Несколько дней подряд. Вызванная на место полиция лишь фиксирует факт. Позже заводится уголовное дело. Тоже «по факту». Тем временем владелец Союза Сергей Дядечко подаёт в суд. И выигрывает его. При помощи судей, к которым у юристов Нацбанка тоже есть вопросы.
Ликвидатор не может начать работу. Есть негативное решение суда. НБУ вынужден прекратить процедуру. Отзывает полномочия ликвидатора. Ненадолго. Через пару дней принимается новое постановление. И начинается новый акт пьесы. Ликвидатор приступает к работе. Но не в офисе «Союза», а в офисе другого ликвидируемого банка — «Укргазпромбанка». Адрес Днепровская набережная 13 и телефон 38 (044) 291-11-50 закреплены именно за этим финансовым учреждением. КБ «Союз» имеет другие реквизиты. Адрес ул. Суворова, 4. И телефон +38 (044) 393-93-40. Именно это указано на официальном сайте.
О сайте «Союза» стоит упомянуть особо. Если верить ему — банк продолжает работу, делит прибыль между акционерами. И вообще чувствует себя прекрасно — упоминаний о ликвидации (или даже судах с НБУ) нет. Возможно я не нашёл. В таком случае готов признать свою ошибку. Предлагаю поискать информацию читателей текста.
Возникают вопросы:
Как можно ликвидировать банк, если ты не имеешь доступ к его документации?
Как можно проводить ликвидацию финучреждения, не имея доступа к его базам данных?
И, наконец, почему отдельно взятый банк может наплевать на решение НБУ и просто не пустить представителей регулятора на свою территорию? При этом и дальше работать как ни в чём ни бывало?
Нехороший кейс и что делать
Имеем создание очень нехорошего для НБУ кейса. Ситуация похлеще Янтарной республики на Волыни. Тут есть структура, которая просто делает то, что хочет.
Можно, конечно, говорить о том, что здание банка — частная собственность. Можно найти ещё несколько десятков причин по которым владельцы банка правы. Однако в данном случае вопрос чуть более серьёзный.
Национальный банк без комплексной поддержки силовиков не может самостоятельно выйти из ситуации. Да и не было бы «Союза» — были бы другие — уж слишком далеко зашла борьба с проблемными банками.
И можно говорить, что Украине и НБУ даже повезло. Ведь новый алгоритм столь масштабно апробировал лишь один банк. То есть согласованной судебной атаки нескольких структур пока не наблюдается. Но есть первые признаки согласованной информационной атаки, за которой вполне могут последовать и другие действия в адрес руководства НБУ. А значит, пока еще есть немного времени, есть возможность выработать методы противодействия, основываясь на примере противостояния владельца банка «Союз» Сергея Дядечко с Нацбанком.
Такое поведение относительно небольшого банка создаёт прекрасный кейс для банков покрупнее. Допустим, что возникнут проблемы, например, у Приватабанка (вместо этого названия можно поставить любой другой крупный банк). Пусть это будет проверка или попытка введения временной администрации (ликвидировать системный банк никто не будет). Неужели там не найдётся «группы охранников»? Или напомнить недавнюю пикировку вокруг «Укрнафты»?
Но даже это — лишь цветочки. Ведь если одним можно, то почему другим нельзя? Под временным управлением или в состоянии ликвидации находится 81 банк. А значит можно нанять 81 «бригаду», которая чудесным солнечным утром вышвырнет представителей государства из помещений ряда финучреждений, а параллельно с этим какой-нибудь Печерский районный суд Киева, или столичный Окружной административный, отменит постановление НБУ о ликвидации каждого проблемного финансового учреждения. С информационной точки зрения это всё можно будет даже обернуть в красивую обертку «выступлений возмущённых вкладчиков». А с юридической – и подавно, пойди разберись.
А теперь представим возвращение на рынок проблемных банков и полное бессилие НБУ в деле наведения порядка в системе. Такая себе смесь дикого запада и 90-х годов ХХ века в финансовой сфере. Во время войны, на фоне экономического кризиса и с нестабильной политической ситуацией.
Получаем практическую реализацию тезиса В.В. Путина про Украину как Failed State. А так же реализацию откровений московского беглеца Виталия Захарченко из недавнего интервью российским СМИ, в котором он прямо заявил, что готов участвовать в наведении «конституционного порядка» в Украине с помощью силового сценария. И что, мол, этот сценарий весьма вероятен.
Скажете невозможно? Хм… но если даже не все 80 с лишним проблемных банков, а лишь небольшая часть финансовых менеджеров Семьи, в руках которых до сих пор сосредоточены украинские банковские активы, начнут шатать финансовую систему страны — здравствуй новый обвал гривны, очередной виток экономической турбулентности и, как следствие, углубление политического кризиса. Очень вероятно, что в случае создания кризиса в государственных финансах, мы вновь вернемся в март 2014-го года, когда у страны не было даже топлива заправить небольшое количество исправной техники. С одной маленькой, но существенной разницей – весной 2014 года члены команды Януковича, такие как Виталий Захарченко, Александр Клименко и другие, были до смерти напуганы ситуацией и 24 часа в сутки думали только о спасении себя и своих денег. Сегодня они уже не столь дезориентированы, как два года назад. В своих интервью они угрожают украинской власти ответным переворотом, финансируют медиа-проекты в Украине, через своих людей продолжают контролировать всю необходимую для триумфального возвращения инфраструктуру – СМИ, финансы и банки, неформальные боевые отряды, своих агентов влияния в органах исполнительной власти и правоохранительных органах.
Одним словом, власти необходимо срочно вырабатывать эффективный алгоритм действий в сфере финансовой и экономической безопасности (на уровне того же СНБО), иначе новый виток кризиса может произойти еще в текущем году, чем непременно воспользуется как главный внешний враг Украины – РФ, так и окружение Януковича, которое, похоже, чувствует новый прилив сил и уверенность в своем скором возвращении. На выводы и выработку защитных мер времени остается не так уж много.