В Украине начинается посадочная кампания. Последние недели три так точно можно говорить о "капиталистическом соревновании" среди силовиков. Кто больше и кто лучше. Информация о громких задержаниях, обысках, арестах появляется едва ли не каждый день, а зачастую даже по нескольку раз на дню. Одним словом, люди работают.
С одной стороны, интересно наблюдать. Запрос общества на демонстрацию силы и "принуждение к законности" есть. С другой, сам факт обыска или задержания уже перестал удивлять – независимо от имен персонажей. Раньше одно громкое дело обсуждали месяцами. Сейчас максимум неделю, ведь уже на следующий день появляется новый "герой".
Остаются лишь два вопроса: "с чего это вдруг" и "а что дальше". Ответы на них - не просто праздное любопытство. От них зависит, сможет ли измениться страна.
С чего это вдруг?
ГПУ, НАБУ, СБУ и другие работают. Буквально вчера слышал мнение-вопрос "а может, реформы начались?". Хм... Реформами назвать такую активность уж точно нельзя. Силовики не меняют законы. Они лишь задерживают тех, кто, возможно, их нарушил, расследуют дела и передают в суд. Поэтому называть волну арестов реформами не стоит. Не надо подменять понятия. Можно лишь говорить, что силовые структуры наконец начали делать свою работу. Так, как это предписывает закон. И тут с формальной точки зрения вызов на допрос президента, депутатов, министров - вполне нормальная практика. Как и обыски "друг у друга". Капиталистическое соревнование, как ни как.
Второе заблуждение - что новый стиль работы связан с новыми кадрами. Естественно, определённая связь есть. Но хорошее расследование уголовного дела - дело (извините за тавтологию) не пяти минут. Особенно, если речь идёт о злоупотреблениях властью, сепаратизме чиновника (политика), государственной измене или коррупции. А это означает, что значительная часть дел попала в разработку даже не при Шокине, а ещё при Яреме. Кстати, в момент замены второго на первого я писал, что как минимум шесть месяцев новый прокурор будет предоставлять обществу "консервы" в виде результатов работы предшественника. В чём-то так и получилось. Полгода Шокин удивлял, а потом всё активнее начали звучать голоса о его отставке. Но ведь следователи ГПУ при этом продолжали работать. Насколько эффективно и почему их работа не находила реализации в виде громких следственных действий - другой вопрос.
Даже новая структура - НАБУ - тоже дорабатывает наследие предшественников. Помните скандал, когда ГПУ не хотела отдавать коррупционные дела? Уже при новом прокуроре, Юрии Луценко. С одной стороны, "зрада". С другой - логично. Если дело "готово" и можно предъявить публике результаты работы, отдавать его другим как-то не хочется. Ты в глазах общества останешься бездельником. А "галочку" за хорошую работу поставят себе другие.
Как бы там ни было, силовики заработали. Почему сейчас? И почему так резко? Ответов, на мой взгляд, несколько. Перечислю в порядке важности – естественно, с моей точки зрения.
1. Политический запрос и политическая необходимость. Украинское общество два года ждало этого момента. Люди хотят видеть... нет, не грамотные расследования. Людям нужны зрелища. Чтобы если арест - то громкая фамилия или должность. Если обыск - то сейфы, ящики и даже банки с деньгами. Если задержание - то как в боевике. Хлеба и зрелищ - давно известная истина. С хлебом пока проблемы, так что нужно дать зрелищ. И тут дела о сепаратизме, коррупции, превышении полномочий подходят как нельзя лучше. Народу это нравится. Нравится и статус задерживаемых - политики, судьи, те же силовики, бизнесмены.
Такая волна демонстрирует работу власти. А также, мимоходом, показывает, по чьей вине зрителям сейчас немного неудобно, то есть почему в стране такая ситуация. Именно поэтому события, которые по логике вещей должны проходить негласно, в Украине чуть ли не в прямом эфире транслируются.
Ещё один немаловажный фактор - грядущий политический кризис. То, что большинство политических сил (как внешних, так и внутренних) начнут раскачивать ситуацию к середине-концу осени - секрет Полишинеля. В действе будут участвовать все. И бывшие друзья по парламентской коалиции, и домайданная власть. В связи с этим хорошая работа силовиков весьма полезна. Ведь традиции "решать вопросы" в Украине давние. Посему практически на каждого политика и уж тем более олигарха можно что-то найти. И, поверьте, искали. На всех и при любой власти. Другой вопрос, чему "давали ход". Сегодня " дать ход " могут любому делу, даже если информацию собирал еще Пшонка. А это может остудить пыл многих борцов за народное счастье и место во власти для себя любимого.
2. Реальная необходимость. Как ни крути, но проблемы с исполнением законов в стране есть. На всех уровнях. Коррупцией заражены все сферы и все профессии. Надо же с кого-то начинать. В идеале с тех, кто раньше был фактически над законом. Если этого не сделать - сама государственная система пойдёт прахом. Запаса прочности у государства Украина почти не осталось. С этой точки зрения действия силовиков весьма правильны. Как и их интенсивность - слишком много времени потеряно зря.
3. Внешний фактор. Стоит упомянуть и позиции внешних игроков. Государства-спонсоры Украины почти год намекали (а потом чуть ли не криком кричали) о необходимости хотя бы борьбы с коррупцией. Отсутствие реальных результатов утром означает уменьшение внешней поддержки уже вечером. Последнее предупреждение в виде тезиса о "коррупционном болоте" в американской прессе прозвучало давно. Нужна работа и нужен результат. Вот на Банковой и дали команду силовикам засучить рукава.
Вторая сторона медали - Россия. Открытое военное противостояние сейчас ни к чему не приведёт. В 2014 году можно было думать, как быстро российская танковая колонна дойдёт до Киева. Сегодня объект анализа другой: "Ну зайдёт... И что? Интересно, сколько из зашедших назад успеют уползти". В Кремле это видят и понимают. Но оставлять Украину в покое не спешат. А значит, ценность засланных казачков в украинской политике возрастает многократно. И это не обязательно люди, ратующие за "русский мир". "Своими кадрами" вполне могут быть и "ура-патриоты" с красивыми лозунгами. Ведь успешно расшатать ситуацию и парализовать работу государства могут, скорее, как раз вторые. Так что опять-таки – нужна работа и нужен результат. Если не для западных партнеров, то для самих себя.
4. Изменение подходов в самих силовых структурах. Несмотря на множество негативных материалов, силовики изменяются. Не так быстро, как этого хотелось бы. Но все же приходят новые люди. Да и далеко не все старые кадры являются "воплощением зла" и хотели бы работать нормально, без "чего изволите". Предпосылки, перечисленные выше, дают такую возможность. И люди начинают работать.
А что дальше?
Вот это - самый главный вопрос. Есть такая поговорка - цыплят по осени считают. В нашем случае "цыплят" стоит посчитать на новогодние праздники. Пик опасности политического кризиса пройдёт, определённые количественные результаты по открытым делам будут. Однако надо помнить, что открытое уголовное дело – это ещё не наказание. Дело нужно передать в суд, там его выиграть и дождаться приговора. А ведь это самое сложное. Подготовить доказательную базу можно так, что судебное расследование не оставит камня на камне от аргументации обвинения. Но можно и наоборот. Собрать доказательства и участвовать в процессе так, чтобы любой суд, любой судья вынужден был вынести обвинительный приговор.
Это и есть первый маркер проверки сути громких задержаний и громких дел. К новому году судебные разбирательства будут в самом разгаре. По их ходу можно делать выводы "что это было" - показуха или все-таки первые правильные шаги власти.
Второй маркер - продолжение работы. К новому году "консервы" в виде наработок предшественников точно закончатся. И именно тогда всё, что будет происходить в СБУ, НАБУ, ГПУ и других можно уже считать заслугой команды, пришедшей в 2016 году.
Но самым главным показателем намерений силовиков реально бороться с коррупцией должно стать расширение сферы их работы. В то же время этот маркер самый неприятный. Ведь когда за взятку "взяли" депутата, судью или мера - красиво, приятно, борьба с коррупцией. А когда за то же самое пришли к доктору, который просит "за операцию" или учителю, берущему "за труд" - это совсем другое. Первое массам нравится, второе массы раздражает. Сюда же можно отнести работу по "соратникам" и "друзьям". Прекрасная лакмусовая бумажка намерений власти. Нельзя лечить организм "только тут и только немножко". Или везде, или смысла нет.
То же самое с коррупцией. И ещё один важный вопрос – по тем, кто силён политически, медийно и ресурсно. По тем же ФПГ, для которых парламентские партии - лишь департамент PR-отдела. Которые, к слову, владеют значительной частью медиа-рынка. Подход к ним должен быть таким же, что и по отношению к "соратникам". Или меняются подходы везде, или нынешние усилия силовиков будут бессмысленны. И для страны в целом, и для власти в частности. Пока процессы идут интенсивно и в правильном направлении. Что это такое и какое будет продолжение - увидим скоро. Ждать осталось недолго.