Внешне история с «украинскими терактами» в Крыму очень похожа на такие знаменитые провокации как Гляйвицкий инцидент, послуживший поводом для развязывания войны нацистской Германии против Польши, или Манильский инцидент, ставший формальным поводом для начала советско-финской войны.
Однако Путин – это не Гитлер и не Сталин, а мелкая питерская шпана. В Крыму действительно была совершена дешевая провокация, однако на крупномасштабную военную операцию российский президент, на мой взгляд, не способен.
Во-первых, для этого недостаточно военных сил, особенно учитывая, что украинская армия сегодня гораздо лучше подготовлена к нападению, нежели два года назад. Во-вторых, наступление потянет за собой большие потери среди российских военнослужащих, что совершенно неприемлемо для российского общества. Даже сравнительно небольшие потери российских военнослужащих в 2014-2015 годах были сильно засекречены. Кроме того, Путин, наверняка, понимает, что реакция Запада будет достаточно жесткой: санкции усилятся, Бараку Обаме будут труднее сопротивляться идеи предоставления Украине летального оружия. Иными словами, крупномасштабная военная операция в Украине - это самоубийственное решение для Путина.
Зачем же он затеял провокацию в Крыму? Ответ лежит в заявлениях, последовавших за публикацией ФСБ обвинений в сторону Украины. Путин заявил, что после сообщений о предотвращении «терактов в Крыму» он считает бессмысленной встречу в нормандском формате. По сути, он отказывается от Минских соглашений. Это довольно интересное развитие событий. Минские соглашения были основной стратегией Кремля: навязать Украине иллюзию восстановления территориальной целостности, втолкнув ДНР/ЛНР в состав страны и блокировать тем самым ее развитие.
Складывается впечатление, что последние шаги Путина сделаны от какого-то отчаяния. Возможно, одной из причин является провал предвыборной кампании Дональда Трампа, который практически разоблачен в Америке как «пудель» Путина. Москва возлагала на него очень большие надежды. Все, что Трамп говорил по внешней политике, - это реализация самых заветных желаний главы Кремля. Кроме того, российский президент, возможно, осознал, что Киев не поддается давлению со стороны Франции и Германии по части Минских соглашений и того результата, которого он ожидал – изменение Конституции и федерализация Украины – тоже не получается. Соответственно, Путин пытается переложить ответственность за срыв Минска на украинских "террористов".
Впрочем, вряд ли это увенчается большим успехом. Госдеп США уже отметил, что заявления России нацелены на то, чтобы отвлечь внимание от главной проблемы – стремления России аннексировать Крым и ее агрессивных действий на востоке Украины.
Хотя масштабной военной операции от России я не ожидаю, однако какая-то пиар-акция в преддверии выборов в Государственную Думу, наверняка, последует. Все уже забыли, однако еще в 2014 году Путин объявлял об аресте 24 украинских "террористов" в девяти регионах России. Каких-то рабочих арестовали, а потом отпустили. В течение следующего месяця мы будем слышать что-то подобное.