Что Кремль ждет от выборов президента США
Для России дело здесь не в Хиллари и даже не в Дональде. Кремлю очень хочется, чтобы на выборах в США выиграло антисистемное решение.
На минувшей неделе Хиллари Клинтон стала официальным кандидатом в президенты США от Демократической партии. Ее выдвижение на партийном съезде в Пенсильвании не обошлось без скандалов. Многие участники мероприятия осудили и даже частично освистали экс-соперника по первичным выборам (праймериз), сенатора от штата Вермонт 74-летнего Берни Сандерса, за его поддержку кандидатуры г-жи Клинтон несмотря на существенные расхождения в их взглядах (Сандерс гораздо левее, чем и приглянулся большим отрядам американской молодежи). Ну и, конечно, выдвижение несколько омрачилось публикацией весомого массива конфиденциальной переписки Национального комитета Демократической партии, содержавшей не совсем нужные публичному взгляду подробности. Хиллари Клинтон уже громко заподозрила во взломе ящиков партии российские спецслужбы: дескать, Кремль поддерживает ее соперника Дональда Трампа и готов уже переходить к активным мероприятиям на этом направлении.
Если глянуть одним глазком российскую официальную телепропаганду, действительно — Москва за Трампа. Согласно РФ-телевизору, он мудр и конструктивен. Харизматичен и умен. Хвалит Владимира Путина. Готов обсуждать вопрос о статусе Крыма. Хиллари же, по версии наших госканалов, — злобная и малоприятная русофобствующая старуха. Такая никогда не признает, что Крым наш.
Согласен, что элементы отрицательного обаяния у г-жи Клинтон имеются. И по харизме она действительно уступает большому авантюристу Трампу.
Но. Для России дело здесь не в Хиллари и даже не в Дональде. Кремлю очень хочется, чтобы на выборах в США выиграло антисистемное решение. Каким бы оно ни было. Чтобы мы могли потом сказать, злорадно и всепублично: вот она, ваша хваленая «старая» демократия, с ее якобы незыблемыми институтами — никакого Трампа остановить все равно не может. Надоел народу, даже американскому, привычный демократический миропорядок с его свободой, равенством, братством и, главное, политкорректностью. Надоели черные и геи. Осточертели попытки причесать мир под одну политическую гребенку.
И в этом смысле Хиллари Клинтон, бывшая первая леди, сенатор от Нью-Йорка и государственный секретарь, — конечно, гораздо более системная фигура, чем миллиардер Трамп. И потому — а не в силу личных или даже идейных особенностей — менее приемлемая для Кремля. Хотя и Трамп (мы об этом говорили неделю назад) — отнюдь не так антисистемен, как хотел бы казаться. Он из хорошей богатой семьи и миллиарды сделал во многом на близости к многоликим властям, которые как бы хочет низвергнуть. Кстати, вот, говорят, Вуди Аллен поддерживает Хиллари. А Трамп, между прочим, даже снимался у Вуди Аллена — в фильме «Знаменитость» (1998). Где сыграл самого себя — по-умному это называется изящным словом «камео».
И только одного не постигает многомудрый Кремль. Американская политика в отношении России будет зависеть не столько от того, кто займет вашингтонский Белый дом, сколько от политики самой России. От поведения нашей власти и на международной арене, и, в какой-то степени, по отношению к собственному народу.