Зачем Россия спешно заселяет Крым и что это значит для Украины
Про Крым снова говорят. Заявления Трампа, инициативы крымских татар, ситуация с «Артеком», вечные вопросы «Крымского моста» и курортного сезона. Ну и, наконец, исчезновение из употребления «Крымского Федерального округа».
Полуостров становится частью ЮФО. С всеми вытекающими последствиями:
- меньше самостоятельности местных чиновников
- да и количество самих чиновников поубавится
- сворачивание ранее разрекламированных федеральных программ
Но самое — меньше денег. Бюджет ужмётся, а для особо масштабных проектов нужно будет разрешение у руководства круга просить». Одним словом, «множатся скорби и печали».
Тем временем Кремль ведёт осторожную агитацию про признание принадлежности Крыма «по факту». Мол вы можете не соглашаться, но факт остаётся фактом — над административными зданиями российский флаг. Да и население, мол, желает «умереть в России-матушке».
В принципе, ситуация вполне понятная. Я бы сказал даже привычная. Апелляции к «меморандумам» не имеют смысла. Ведь суть таких документов — «помнить о». Они не требуют действий. Пример — Европа и США помнили об оккупации стран Балтии. Помнили с 1940 до 1991 года. Пока сами эти государства не восстановили независимость. Для особых оптимистов писал год назад текст почему Украине не стоит надеяться на союзников. Повторять аргументацию не буду — вот ссылка.
Украинцы во внешней политике апеллируют к теме нарушений прав человека, пересмотру границ и так далее. Красивые слова про «традиции международных отношений», «международное право» звучат из уст дипломатов часто. И это, увы, может сыграть плохую шутку с самой Украиной. Ведь на моменте возврата Крыма именно Украина вынуждена будет выступать в другой роли. Именно Киев будут обвинять в недемократичности, нарушениях «прав человека» и так далее. Критика будет исходить не из России. А от тех, кого почему-то сегодня на берегах Днепра называют «союзниками». Альтернатива — мина замедленного действия под тем, что называется «государство Украина».
«Народ Крыма» и населения Крыма
Россия в процессе захвата полуострова апеллировала к мнению «народа Крыма». Украина справедливо возражала, что не существует такого народа, нации, этнической группы. Тем не менее к тому, что из себя представляет население данной административной единицы присмотреться стоит.
В Крыму перед войной жило около 1967 тысяч человек. В июне 2014 цифра сократилась почти на 83 тысячи. Крымстат (уже российский) приводит данные на 1 июля 2014 — 1884 тысячи человек.
Есть ещё город Севастополь. В котором на 1.01.2014 года проживало 383 тысячи человек. А 1 июля 2014 уже на 10 тысяч больше.
Среди части населения действительно сильны были пророссийские настроения. При этот большая часть избирателей весьма негативно относилась к киевской власти. И уж тем более к силам, декларирующим демократические преобразования или европейский путь развития. За примерами далеко ходить не надо — посмотрите электоральные карты. Крым последние 10 лет голосовал за регионалов или местные пророссийские партии.
Возможно, мне сейчас напомнят о крымских татарах. Мол и в 2014 году они выступили в защиту территориальной целостности. Да, выступили. Но не от большой любви к Киеву. Украина за 20 лет независимости так и не выработала более-менее адекватной политики в отношении крымскотатарского меньшинства. Более того, центральные власти боялись татар. Даже в 2014 году некоторые офицеры ВВ (оставшиеся верными присяге) признавали, что в феврале-марте их настаивали на возможное противодействие «провокациям крымских татар». Которых, к слову на полуострове было по состоянию на 1.01.2014 года всего лишь около 270-280 тысяч (вместе с теми, кто называл себя просто «татары»).
Крымские татары действительно выступили на стороне Украины. Но не из большой любви к национальной политике украинского государства. Альтернатива была страшнее.
Таким образом можно констатировать, что даже при возврате Крыма Украине проблемы с настроениями населения останутся. Это будет проявляться в итогах выборов, массовых акциях, саботировании решений власти и так далее.
В Киеве с надеждой смотрят на процессы «прозрения» местного населения. Сетевые комментаторы с удовольствием постят видео пустых пляжей и впечатление крымчан от «камней с неба». При этом мало кто задумывается над тем, что процессы видны и из Кремля. Где видят проблему, нашли её решение и работают над ним.
Население Крыма — динамика.
Итак, после аннексии Крыма часть населения выехала на материковую Украину. Многие подались в страны ЕС. Оценить количество переселенцев сложно. Но даже обычная статистика Укрстата от 1.01 и Росстата от 1.07 дают разницу в 83 тысячи человек. Реальная цифра больше. Ведь офицеры ЧФ РФ, которые не учитывались как «жители» Украиной попали в статистику. Военные и их семьи, приехавшие сразу после «Крымнаша» попали в статистику. А это в сумме не менее 100 тысяч человек. Таким образом можно говорить об оттоке из Крыма крымчан. Лояльных Украине крымчан. На их место приехали другие.
Но это лишь цветочки. В 2014 году в апреле месяце МО РФ заявило о строительстве 20 000 (двадцати тысяч) квартир для военных в Крыму. Квартиры были построены. Часть раздали военнослужащим, переведённым служить на полуостров. Часть передали бывшим украинским военным, которые изменили присяге. 20 тысяч квартир — это как минимум 60-70 тысяч человек. Военные — люди семейные.
Но этого было мало. В 2015 году на полуострове разворачивается массовое строительство. И вновь для военнослужащих. Строятся квартиры, общежития и казармы
В августе 2015 года в Севастополе сдаётся микрорайон на 2000 квартир . В планах на ближайшие годы — ещё 10 тысяч квартир и 4 тысячи комнат в общежитиях. И это финансируется по линии поддержания боеспособности ЧФ.
Но это просто строительство. Есть ещё такая себе программа «военной ипотеки». Когда офицер может купить себе жильё в любом регионе РФ. В том числе и на вторичном рынке. Так вот, военная ипотека в Крыму работает. Активно. Что привело даже к жалобам «участников». Мол жители полуострова завышают цены для российских офицеров.
О масштабах явления можно судить по предложениям в новостройках на сайте всероссийского оператора военной ипотеки.
Но все эти ссылки не создают целостной картины. А вот цифры впечатляют. Вспомним данные по населению. 1.01.2014 года в Крыму и Севастополе проживали примерно 2350 тысяч человек. 14.10.2014 — во время переписи населения «Крымского федерального округа» 2284 тысячи. Заметен отток. Логично — верные присяге украинские офицеры с семьями выехали. Часть татар выехала. Лояльные Украине украинцы тоже.
А теперь смотрим данные учёта (рождаемости, смертности и миграции).
1.01.2015. Крым — 1896 тысяч человек. Севастополь — 399 тысяч. Сумма 2295 тысячи человек.
1.01.2016 . Крым — 1907 тысяч человек. Севастополь — 416 тысячи. Сумма 2323 тысячи человек.
При этом если 1 января в Севастополе проживало 416 тысяч, то уже 1 июля — 421 — на 5 тысяч больше.
Россия спешно заселяет Крым. Теми, кто будет ей лоялен. Всегда и при любых обстоятельствах:
Вышедший на пенсию офицер, построивший/получивший квартиру на курорте.
Бывший украинский военнослужащий или милиционер, который 15 лет ждал квартиры от Украины а получил от РФ.
Офицер, прапорщик или контрактник, проходящий службу в ВС РФ.
Именно эти люди получают жильё. Они и их семьи. И они будут защищать своё. Ведь Крым — уже «их полуостров» — там их дом или квартира. Выезжать куда-то под Магадан или в Дагестан, где можно получить недорогое жильё по военной ипотеке им не хочется. Другие по украинским законам предатели. Им тоже не светит ничего хорошего.
Таким образом основу сил, которые будут любыми способами препятствовать приходу Украины уже составляют совсем другие люди. По иронии судьбы часть из них сидела в блокированных украинских военных городках. Часть — брала эти городки штурмом.
В любом случае имеем группу из примерно 150 тысяч человек, для которых возврат Крыма Украине — крах всей жизни. Эта группа относительно молода. Мужская часть знает что такое дисциплина и знают как обращаться с оружием.
150 тысяч человек — это, извините около 7% населения (по состоянию на сегодняшний день). Такое количество организованных и мотивированных людей вполне достаточно для создания негативного информационного фона и общей нестабильности. А численность группы тем временем растёт. Данные по Севастополю с приростом 1-2 тысячи человек в месяц тому свидетельство.
Что с этим делать
Таким образом надеяться на мирное сосуществование групп населения с различными интересами не приходится. Надеяться на лояльность украинской власти — тем более. Возлагать надежды на крымскотатарское население тоже не стоит. «Новых крымчан» уже более 150 тысяч. Крымских татар всего лишь около 300 тысяч.
Россия занимается изменением этнического состава населения полуострова. То, чем империя всегда занималась на своей периферии. Поэтому Украине стоит уже сегодня серьёзно думать что делать с Крымом.
Будь Путин поумнее он бы перевода полуострова в ЮФО отдал бы его обратно. И Киев бы получил крики «путинприди и нетунато» в украинском парламенте. А так же антибЕндеровские марши на столицу. С кадилами, мужиками в платияхъ и прочим декором.
В любом случае возврат контроля над полуостровом придется сопровождать двумя процессами:
Ограничение в правах «новых крымчан» и постепенное решение проблемы переселенцев на полуостров.
Усиление влияния крымскотатарского меньшинства и выработка эффективной и мощной политики реализации прав крымских татар.
Это программа минимум. Более того, проблемы коренных жителей Крыма «заговаривать» дальше не стоит. Это, извините, очередной раз обманывать тех, кто помогает тебе.
Что касается «понаехавших», то мягким прибалтийским сценарием, возможно обойтись не получится. Необходима более жёсткая политика. Какая — вопрос.
И, наконец, пора самим подумать о миграционных программах для формирования нового портрета крымчанина.
Всё это без сомнения вызовет громкие причитания в ПАРЕ, Европарламенте. А сегодняшние политики-друзья будут долго и красиво объяснять необходимость придерживаться «духа еропейской политики». На что тоже надо искать ответ. Альтернатива — паралич власти и управления страной. А так же приход «русского духа» во внутреннюю политику Украины.
Как-то так.