И они бьют точно в цель
Террористические акты, которые в последние дни один за другим происходят в Германии, имеют много различий - и в личностях самих нападающих, и в методах, которыми они действуют, и в последствиях.
Но есть одно общее - все они происходят в Баварии, одной из самых влиятельных и важных с экономической и политической точки зрения федеральных земель. Исключение - нападение в Ройтлингене, в Баден- Вюртемберге, его тоже устроил беженец, но там оно имело персонифицированный характер: преступник явно метил в женщину, польку, которую в результате и убил.
А террористические акты, которые устраиваются якобы с одобрения "Исламского государства" - или других сетевых структур этого же типа - как правило, анонимны. Нападавшим в поезде в Вюрцбурге, в Мюнхене и Ансбахе было совершенно все равно, кого они убьют.
Психологи сейчас будут пытаться проанализировать, какие проблемы заставили террористов примкнуть к "Исламскому государству", социологи - понять, как влияет на вербовку возможных преступников мигрантская среда, журналисты - задумываться о последствиях явных сбоев в миграционной политике для федерального канцлера Ангелы Меркель.
Но я все же начал бы с Баварии. Почему в этой федеральной земле, которая издавна считается символом благополучия и спокойствия, происходит один террористический акт за другим? Много мигрантов? Но в Баварии их всегда было немало, она тянет к себе, как магнит. Неэффективность силовых структур?
Но в Баварии в прошлом было немало инцидентов, которые должны были бы заставить задуматься об эффективности. Именно в Баварии регулярно проходят массовые акции, которые не исключают риска - тот, кто хоть раз был на Октоберфесте, понимает о чем я. Но ведь ничего не случается. И вовсе не потому, что так складываются обстоятельства.
А потому, что работают спецслужбы и полиция. Есть одна важная вещь, о которой за границами Германии часто забывают - это отличие Баварии. Начнём с того, что в Баварии просто нет ХДС - партии канцлера Ангелы Меркель. Зато есть собственная политическая сила - ХСС. И это вовсе не земельная организация ХДС, как кто-то может подумать.
Это действительно другая партия, с иной платформой и своим взглядом на Германию и мир. В своё время основатели ХДС и ХСС проявили политическую мудрость и поняли, что конкуренция на общенациональном уровне ослабит немецких центристов и даст преимущества социал-демократов.
Так ХСС сосредоточился на Баварии, не пытаясь выйти за границы федеральной земли и оставаясь партнером ХДС. Но - партнером, а не сателлитом. У лидеров ХСС совершенно другие взгляды и на миграционную политику канцлера Ангелы Меркель и - что хотелось бы особо выделить - на взаимоотношения с Россией.
Напомню, что премьер-министр Баварии и председатель ХСС Хорст Зеехофер в феврале этого года демонстративно посетил Москву и встретился с Владимиром Путиным.
Меркель пришлось проводить специальную встречу с руководством ХСС для урегулирования разногласий - хотя бы на публичном уровне. Казалось, что между союзниками опять совет да любовь. Но после серии терактов у Зеехофера появляются дополнительные возможности и стимулы для критики Меркель. Причём теперь он может говорить уже не о том, почему миграционная политика канцлера опасна для Германии.
Он будет говорить именно о Баварии - и, конечно, его поддержат. И когда он будет утверждать, что для решения проблемы беженцев нужно эффективнее сотрудничать с Путиным по Сирии - какие санкции? - эта его мысль будет подкрепляться кадрами из Мюнхена или Ансбаха.
И Ангеле Меркель будет все труднее отражать эти атаки. ХДС необходим лояльный союзник в Баварии, для которого фигура на пост канцлера будет приемлема. Это - данность немецкой политической жизни. Не буду уподобляться конспирологам и утверждать, что это российские спецслужбы организовали террористические акты в Баварии.
В ослаблении позиций лидеров антитеррористической коалиции в "Исламском государстве" заинтересованы не меньше Путина. Замечу лишь, что организаторы терактов точно знали, где находится ахиллесова пята Ангелы Меркель. И они бьют точно в цель.