Они решили оценить нынешнее экономическое состояние городов Донбасса, захваченных боевиками ЛНР и ДНР, необычным способом — путем анализа освещенности этих мест в ночное время по спутниковым фотографиям.
Как известно, никаких объективных данных о реальном состоянии экономики в ОРДЛО сегодня нет. Сепаратисты пишут, что Донецк и Луганск расцветают, предприятия открываются, а экономика возрождается невиданными темпами. В то же время на снимках из городов, захваченных ДНР и ЛНР, мы видим пустые улицы и ржавые рельсы. В то же время, точную статистику, которой можно было бы доверять, сегодня получить в ОРДЛО невозможно.
Интенсивность освещенности территории тесно связана с важным показателем экономической активности — потреблением электроэнергии. Этот метод, например, применялся для оценки экономики африканских стран к югу от Сахары и анализа масштабов сирийского кризиса. Ученые выяснили, что в странах с низким и средним уровнем дохода изменение ночной освещенности на 1% примерно равна изменению дохода на 1%.
Таким образом, сравнив ночные спутниковые снимки городов Донбасса за март 2014 года (последний мирный месяц перед началом войны) со снимками тех же городов, сделанных в 2015 и 2016 годах, можно оценить уровень их экономической активности после захвата региона российскими «освободителями».
Журналисты проанализировали и сопоставили данные по Киеву, а также нескольким большим и маленьким городам востока Украины, которые были охвачены военными действиями.
На изображениях Донецка и Луганска видно, что за год с марта 2014 по март 2015-го значительно уменьшилась как площадь освещенности, так и ее интенсивность. В Киеве изменения очень несущественные. В Донецке интенсивность ночной освещенности по сравнению с началом вооруженного конфликта на востоке Украины снизилась примерно вдвое. В Луганске дела еще хуже. В марте 2015-го освещенность там упала почти до одной трети от уровня 2014 года. В нынешнем году этот показатель еще ниже, чем в прошлом.
Если Донецк за последний год немного восстановился, то Луганск продолжает угасать, хотя фронт давно уже отошел от города.
Журналисты также указывают, что уровень освещенности Иловайска и Дебальцево после боев 2014/2015 годов упал еще сильнее. Так сегодня в Дебальцево интенсивность освещения составляет лишь около 10% от того, что было до войны. Эти данные конечно правдивее любых статей в газетах и заявлений Захарченко и Плотницкого. А самое главное — их невозможно объяснить никакими происками украинской пропаганды или фальсификациями. Архивы ночных спутниковых снимков находится в публичном доступе. Любой желающий может скачать их самостоятельно проанализировать, во что превратили украинские города банды сепаратистов, поддерживаемые Россией.
Вот для примера общий спутниковый снимок ночного Донбасса в марте 2014 года. Номерами я отметил следующие города: 1 — большое светлое пятно — это агломерация Донецка, Макеевки, Ясиноватой и Авдеевки, которые до войны практически слились в один город. 2 — Мариуполь. 3 — агломерация Тореза и Снежного, 4 — Дебальцево, 5 — Луганск.
А это такой же снимок, только сделанный этой весной. Тут мы видим, что агломерация, отмеченная единицей, светится значительно хуже. Цифрой 2 здесь отмечена Горловка, чуть ниже которой находится Енакиево. Тут площадь освещения также существенно сократилась. Освещенность Тореза и Снежного (цифра 3) изменилась меньше. А вот Дебальцево под цифрой четыре действительно потускнело сильнее всех. Огоньки сел вокруг него погасли совсем.
Вот более крупный снимок. Опять же весна 2014 года. 1 — Дебальцево, 2 — Енакиево, 3 — Горловка, 4 — Торез, 5 — Снежное, 6 — Красный Луч.
Этот же снимок ровно через 2 года. Тут все еще более наглядно. Некоторые микрорайоны и поселки на окраинах городов вообще практически погасли.
Донбасс угасает и постепенно приближается к состоянию Южной Осетии Абхазии. Как и в других регионах, куда пришли русские танки, в Донецке и Луганске начался экономический развал и стремительная деградация, которую невозможно объяснить одними лишь боевыми действиями, хотя они, безусловно, сыграли ведущую роль.
В непризнанном статусе экономике Донбасса не выжить. ДНР и ЛНР нежизнеспособны. А люди, которые повели Донбасс по такому гибельному пути, фактически похоронили регион заживо.