Бумеранг «гибриду»: от «Боже, царя храни» - к «царь не настоящий»
Как мы знаем, на днях "братья" и "сестры" на Софиевской площади пели гимн царской России "Боже, царя храни". Притом, что власть страны царя все делает для того, чтобы, наконец, прийти к тому, что "царь – не настоящий".
УПЦ МП, кстати, открестилась от этой акции, мол, не знаем, кто эти товарищи. Да, видимо, там все-таки понимают, что использование веры как инструмента "гибридной войны" неизбежно приведет к еще большему переходу приходов УПЦ МП в УПЦ КП, а также активизации усилий Украины по созданию единой Поместной Православной Церкви на уровне самих прихожан. А, может, просто не получили ожидаемого эффекта от мероприятия.
Не знаю, каким был расчет участников/инициаторов этой акции (работа на картинку как вариант), но в целом реинкарнация "имперской темы" не только абсурдна для Украины, но и неоднозначна для самой РФ. Примерно полгода назад Владимир Путин заявил о том, что деятельность Ленина, в частности, в вопросе автономизации республик, в конечном итоге привела к развалу Советского Союза. Это я к тому, что, конечно, нельзя исключать масштабности пребывания российской власти "в нереальном мире" (так охарактеризовала действия Путина Меркель еще два года назад). До такой степени, что в качестве одного из вариантов на полном серьезе может рассматриваться возврат к монархии. И, все же, куда более реалистична картина – это банальное использование в пропагандистских целях не только советской истории и всего того, что с ней связано (ВОВ, память ветеранов и т.д.), но и отдельных "вводных" из имперского периода. Скажем, отсутствие границ внутри империи, деление на губернии, а не на республики со своими границами, как это было в СССР, и которые были зафиксированы, если не брать в расчет "гибридных конфликтов", и после развала Советского Союза. Вы думаете, почему "прокурор" Поклонская уже давно носится с портретами Николая II?
Но и эта, очередная информационная кампания Кремля провалится. Как и провалилась пропагандистская версия российской власти о "гражданской войне" в Украине – в итоге, она свелась исключительно к внутрироссийской аудитории. Во-первых, по логике Кремля, если рассматривать советский период как разрушительный для Большой России, то тогда надо признать нелегитимной и саму действующую власть, как правопреемницу СССР. Во-вторых, если расчет на упразднение границ, то тогда Россия должна начать с упразднения собственной федеративности, пусть и формальной. В-третьих, легкость смены позиции официальной российской пропаганды по самым разным вопросам говорит о несерьезности и технологичности отношения к этим вопросам – вместо содержательной позиции "калинка-малинка". Часто мы одновременно или в короткий временной промежуток слышим в РФ прямо противоположные позиции, скажем: Турция в лице Эрдогана – то пособник ИГИЛ, то здравомыслящий партнер; Яценюк – то воевал в Чечне, и Следственный комитет РФ возбудил по этому делу уголовное дело, то – "хрупкого телосложения, а воевал его однофамилец" (это дословная цитата ведущего одного из российских федеральных телеканалов); Украина – то "братский народ", то "нацисты"; ЕС – то страны, важные для России в плане сотрудничества, о чем Путин говорил на форуме в Санкт-Петербурге, то какие-то "европейские карлики" (терминология российских телеканалов); и так далее, примеров тут множество. Любой вопрос фактически превращается в технологию, за которой теряется реальный смысл для самой РФ. То есть, пропаганда является не инструментом какого-то политического курса, а сама по себе курс. Отсутствие/дефицит реального и его замена виртуальным приводят к тому, что новостью становится решение боксера и по совместительству депутата Госдумы Николай Валуева вести программу "Спокойной ночи, малыши". Или – недавнее предложение российского сенатора Франца Клинцевича запретить на законодательном уровне ловлю покемонов на кладбищах, территории религиозных учреждений и памятников, потому что "дьявол пришел через этот механизм и пытается развалить Россию изнутри духовно". И чем дальше Россия будет погружаться в "коллективный бармаглот", тем сложнее будет возврат. А это значит, что на каком-то этапе можно дойти и до точки, когда "царь – не настоящий".
И не только из-за абсурдизации и превращения всего в инструмент пропаганды. Но и из-за колоссального упрощения политического как такового. За годы президентства Путина в России произошло колоссальное упрощение политического как такового. Привязка судьбы РФ к физиологии Путина (формула "Есть Путин – есть Россия") – это архаика, когда лидер функционально становится похожим на жреца. Кстати говоря, разговоры о том, что "царь не настоящий", когда Путин в марте прошлого год вдруг пропал из поля зрения граждан РФ – тоже отсюда. На Западе в принципе невозможно обсуждение лидера с точки зрения его не/настоящести. Ведь когда Буш в 2002 году поперхнулся бубликом, а Меркель в 2015 упала со стула во время оперы, никому и в голову не могло прийти, что они могут быть ненастоящими. Да, неприятный инцидент, да, обсудили в СМИ, но никто не ставит под сомнение, что это Буш и Меркель, а не их двойники Это как околополитическое и политическое. И пока усилия стороны "околополитического", нарушающего все международные правила, направлены на разрушения привычного образа жизни стороны "политического", несколько медленно адаптирующейся к "гибридизации ситуации", риски есть и для главного героя концепции "лидер как жрец". Ведь если Путин вдруг на каком-то этапе перестанет быть удачливым в понимании граждан РФ, то все, начиная от дождя, снега, электричества и т.д. будет вменяться в вину именно ему.