«Самопомич» и религия: Политикам срочно понадобился ядерный электорат
Лидеры "Самопомочи" уже не раз с парламентской трибуны апеллировали к неким религиозным ценностям. Заручиться поддержкой верных "оппозиционной" церкви – ожидаемый ход с их стороны.
В сети третьи сутки гуляет видео, на котором вице-спикер парламента Оксана Сыроид и глава фракции "Самопомочи" в Киевском горсовете Сергей Гусовский участвуют в служении нетрадиционной церкви "Возрождение", основанной скандальным пастором Владимиром Мунтяном. Обитатели Facebook уже успели в своих постах предать анафеме тех политиков, которых еще вчера считали наиболее адекватными представителями украинского среднего класса. Хотя пока первым лицам "Самопомочи" бояться нечего.
Социальные сети, кто бы что ни говорил, не имеют пока заметного влияния на электоральные симпатии. Пример тому – устойчивый личный рейтинг Олега Ляшко среди традиционно консервативных пенсионеров. Если бы ядерный электорат "держателя вил" обнаружил в сети знаменитое исповедальное видео своего лидера, пусть оно и двадцатилетней давности, политические дни господина Ляшко были бы сочтены.
Пока "Самопомич" в лице той же Оксаны Сыроид системно и публично критикует власть за то, что власть – это власть, нужное количество украинцев будет отдавать политсиле голоса. Не лишнее напоминание: в Украине вся политическая жизнь строится на фундаменте протестного электората. Его основу составляет не Facebook, который считается междусобойчиком мыслящей и состоявшейся, в том числе финансово, почтеннейшей публики. "Батькивщина", "Радикальная партия", а теперь – примкнувшая к ним как к оппозиции "Самопомич" собирают урожай в лучшем случае среди малообеспеченных бюджетников, в худшем – среди люмпенов, имеющих право голоса и одержимых "левыми" взглядами.
Впрочем, суть их "левизны" сводится к требованиям: "Нам все должны!" и "Геть буржуев!" На том ровно двадцать лет назад начал длинную игру одиозный, как сейчас понимаем, бизнесмен Леонид Черновецкий. Ассоциации с ним и тоталитарной сектой "Посольство Божье" мгновенно возникли не только у автора этих строк, но и практически у всех, кто комментировал в соцсетях упомянутое видео с Гусовским, Сыроид и Мунтяном. Хотя дальше вспышки из прошлого у большинства критиков действия не заходят, стоит напомнить секрет электорального успеха человека, которого прозвали Космосом.
С 1995 года у официального миллионера Черновецкого начинаются проблемы одновременно с бандитами и законом. Для середины 1990-х это нормальный расклад. Не менее нормальный и, честно говоря, адекватный ответ – пойти в депутаты и защитить себя с бизнесом неприкосновенностью. Черновецкий действует сразу в двух направлениях. В обоих он становится, как показало время, первопроходцем. Он вводит практику так называемых продуктовых наборов по Киеву и заручается поддержкой нетрадиционной церкви. Так рядом с Черновецким появился пастор Сандей Аделаджа, и, честно говоря, неясно до сих пор, кто кого вовремя встретил первым.
Надо понимать: прихожане подобных церквей в подавляющем большинстве – потребители продуктовых наборов. Это социально угнетенные люди, которые разочаровались во всем и не имеют опоры под ногами. Их не спасает традиционная религия, потому что истинная вера предполагает разговор с Богом один на один, в тишине храма или собственного дома. "Посольство Божье", как теперь – "Возрождение", предлагает прихожанам зрелище, коллективное шоу. Оно создает для обездоленных иллюзию нужности, быстрой социализации, обретение сотен друзей легким движением руки. Управлять, точнее – манипулировать массой, которая тебя любит, проще простого.
Так адепты "Посольства Божьего" делали Леониду Черновецкому выборы в Киеве. Есть неподтвержденная информация, что во время "Оранжевой революции" соратники Виктора Ющенко нашли с пастором Сандеем общий язык, и прихожане "Посольства…" стояли на Майдане столько и в том количестве, какое было нужно. Это – очень послушная публика. Адепты пастора Мунтяна точно такие же. Лидеры "Самопомочи" уже не раз с парламентской трибуны апеллировали к неким религиозным ценностям. Заручиться поддержкой верных "оппозиционной" церкви – ожидаемый ход с их стороны. Прихожане, дружно и весело танцующие под музыку – ядерный электорат для политической силы, которая теряет почву под ногами и уверенность в завтрашнем дне.