Часто утверждают, что Вашингтон - не просто столица США, но и столица мира. Данное утверждение верно ровно в той степени, что, конечно, Вашингтон не столько управляет мировой системой, сколько правильно "продает" остальному миру за границами Округа Колумбия или просто DC систему американских ценностей. Именно ценностей, а не идентичности.
Собственно, это и определяет границы мира Американского мира, шагающего по всем без исключения континентам, и Русского мира, чьи границы определяются ровно чертой, где живущее население разделят свою русскую идентичность. И потому Американский мир всегда будет больше Русского, потому что для того, чтобы стать его частью, не нужно ни креститься на купола собора Василия Блаженного, ни вешать российский триколор, и тем более не ненавидеть геев, представителей других наций и горячо любить Сталина и Андропова. В конце концов, даже английский язык знать необязательно. Просто нужно разделять принципы свободной экономики, принимать ценности окружающих тебя людей независимо от их расы, сексуальной ориентации и социального статуса и соблюдать законы. В общем, не так и много, но в действительности этого достаточно.
Во время моей командировки в Вашингтон от Украинского института будущего и в Конгрессе, и в Госдепе, и в ведущих американских think tank неоднократно приходилось слышать о том, что несмотря на общую усталость от действий Украины, в США сохраняется довольно мощное проукраинское лобби и в политических, и экспертных кругах, которое не даст отказаться от поддержки нашей страны и не допустит смягчения санкций в отношении России. И все это несмотря на то, что бюджет лоббистских усилий Украины в США равняется $0, а только легальная часть затрат российских лоббистов, превышает $30 млн, а скрытая составляет не менее $100 млн.
В одно время со мной в DC находился ряд известных своей одиозностью российских экономистов, в частности, банкир, президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин. Так вот, он не гнушался встречами с простыми экспертами Конгресса и клерками из Госдепа с одной целью - добиться если не снятия, то хотя бы смягчения санкций в отношении России. Такая работа российских лоббистов носит постоянный и системный характер, денег на нее не жалеют.
В этом плане Украина может похвалится куда меньшим списком людей, отстаивающих интересы страны и выступающих за сохранение санкций в отношении страны-агрессора. Хотя июнь стал месяцем исключением, поскольку Вашингтон с разницей в несколько дней посетили сразу несколько высокопоставленных чиновников из Украины. Владимир Гройсман, Борис Ложкин и Арсений Яценюк с разницей в несколько дней побывали в Белом Доме, Сенате, Госдепе стали спикерами на всех ведущих экспертных площадках.
По отзывам моих собеседников в Госдепе и Сенате, Гройсман оставил хорошее впечатление от своих презентаций, но его пока тормозит незнание английского. В этом плане Арсений Яценюк общался со своими американскими визави на равных. Америка до ноября будет жить только будущими президентскими выборами и не станет реагировать на внешние раздражители. Тем не менее, то, что второе лицо в Белом Доме Джо Байден и один из лидеров Консервативной партии Джон Маккейн нашли в своем сверхнасыщенном графике время для встречи с Яценюком, свидетельство того, что "усталость от Украины" еще по-настоящему не наступила.
И администрация уходящего Обамы, и республиканцы хотят видеть и слышать людей, которым привыкли доверять. Тем более, что несмотря на острое противостояние Хиллари Клинтон и Дональда Трампа, американские эксперты уверены, что в случае победы обоих политика поддержки Украины не изменится. Более того, именно администрация Барака Обамы всячески тормозила программу военной помощи Украине, с Конгрессом таких проблем не было. Украина и её лоббисты сделали очень много, чтобы украинские Вооруженные силы получили военную помощь Пентагона, что в итоге и увенчалось успехом, в том числе, благодаря усилиям Петра Порошенко и Арсения Яценюка. Кстати, в случае победы Хиллари Клинтон ожидается, что Белый дом наконец сможет изменить свою политику и согласится на передачу украинской армии летального вооружения.