За эту резолюцию проголосовало большинство стран Совета. Россия и Китай голосовали против, но тем не менее их голоса не прошли, и резолюция была принята.
Новость о возвращении в Крым американской компании — образовательной онлайн-платформы Coursera - лежит в той же плоскости. Но только еще более ярко выраженной. Лишение доступа к образовательным программам онлайн я бы сравнил с гуманитарными проблемами. Представьте себе, что в оккупированном Крыму была бы нехватка инсулина. А это жизненно необходимый препарат. Тогда возникла бы гуманитарная проблема, которая вышла бы далеко за рамки какого-то политического, финансового или экономического давления на российские власти. Жизнь и здоровье людей – это совершенно другая вещь, которая лежит далеко за пределами наложения санкций против кого-то. Особенно, если эти санкции касаются путинского режима.
Проблема образования примерно лежит в той же плоскости. Независимо от того, под чьей юрисдикцией де-факто находится Крым на данный момент, и независимо от того, что он незаконно аннексирован и незаконно оккупирован, там есть люди, которым нельзя отказать в праве на получение достойного образования. Вы сами прекрасно понимаете его качество в России, Крыму и в Украине. И в этом смысле развитие интернет-технологий открыло уникальное окно людям в мир.
Даже если, дай Бог, Крым вернется в состав Украины, то Украина получит более образованное новое поколение. Для Украины это только лучше.
Это ни в коей мере не отменяет другого рода санкций, введенных против России за аннексию и оккупацию Крыма. Крым должен оставаться под санкциями, как и все остальные физические лица и организации. Более того, я бы выступал за усиление санкций из первого пакета по Крыму. И оно вполне может произойти.
Но снятие этих конкретных санкции по американской системе онлайн-образования, с моей точки зрения, - абсолютно логично, желаемо и полезно для Украины. И самое главное, полезно для тех людей, которые находятся в Крыму.
На самом деле я призываю обратить внимание на пост, который я написал несколько месяцев назад в Фейсбуке. Прошу прощение за самоцитирование. Первое предложение звучит так: "Пора навсегда покончить с вопросом, чей Крым". Закончил я этот пост параграфом, который специально посвятил гуманитарной проблеме. Посвящал его не в том контексте, как это неуклюже сделал Алексей Навальный с бутербродом. Хотя он прекрасно понимает, что его высказывание было неуклюжим и неправильно интерпретированным, ведь он абсолютно не поддерживает аннексию Крыма. Используя негативный опыт Навального в его неуклюжести, я постарался сделать это более правильно, с точки зрения подбора слов.
Думаю, нужно посмотреть на разные гуманитарные вопросы, связанные с Крымом. Есть ли еще какие-то либо способы помочь абсолютно невинному крымскому населению. Имею в виду тех, кто абсолютно не имеет отношение к аннексии и оккупации. Мы же не можем обвинять детей и несовершеннолетних, которые не ходили ни на какие голосования и не сотрудничали с оккупационными властями. Поэтому мы должны дать им возможность учиться и помочь им в этом.