Особый урок Италии для Украины
Главное, что нужно усвоить, исходя из итальянского опыта и нынешних украинских реалий – инвестиции отечественным компаний придется заменять инновациями. Иного пути нет.
Американский экономист Майкл Портер в труде «Международная конкуренция» писал, что итальянцы не смогли после Второй мировой войны привлечь инвестиции в необходимом количестве для модернизации промышленности и поэтому их экономическое развитие носило не инвестиционный характер, а инновационный. На мой взгляд, узнать, как они это сделали, это именно то, что сегодня нужно Украине.
Италия в послевоенный период совершила скачок от стадии акцента на факторах производства к стадии акцента на нововведениях. Стремительный рост зарплаты и отмена режима девальвации лиры сыграли роль катализатора подъема конкурентоспособности для многих итальянских фирм. Уже к началу 1980-х годов экономика Италии вступила в стадию нововведений. В отличие от японской и корейской экономик, она не продемонстрировала признаков прохождения через стадию инвестирования - от стадии факторов производства она эволюционировала непосредственно к стадии нововведений.
Своим успехом итальянская экономика была обязана главным образом некапиталоемким и нечувствительным к изменению цен отраслям. Все инвестиции, которые были сделаны в крупную промышленность Италии, не имели особого успеха - в связи с отсутствием внутренней конкуренции. Таким образом, как утверждал М.Портер, итальянский опыт показывает, что успех инвестиционной модели экономического роста никоим образом не гарантирован (что неплохо бы усвоить отечественным адептам идеи о том, что только инвестиции способны обеспечить рост экономике Украины).
Необходимость участия итальянских фирм в глобальной конкуренции не заменяло инноваций у себя дома. Значительная часть международного успеха Италии (а также Англии и США) строилась на обслуживании заграничных потребностей покупателей из своей собственной страны («эффект вытаскивания»). Но, чтобы удерживать конкурентное преимущество в глобальных отраслях, фирмы должны были продавать свой товар на рынках всех сколько-нибудь значимых стран. Особенно там, где покупатель требователен. В свое время Лучано Бенеттон говорил: «Когда мы стали успешны в Париже, я понял, что нам по плечу любые задачи». Поэтому итальянские фирмы находили особенные пути в развитии.
Майкл Пиоре и Чарльз Сейбр в своей книге «Парадигма гибкой специализации» дают описание особенностей организации бизнеса в Италии: «Массовое производство, подразумевающее крупномасштабные предприятия, не было необходимым следствием промышленной революции. Более мелкие предприятия, совмещающие ручной труд и высокие технологии, нисколько не уступили гигантам. Более того, эволюция сложно сегментированных и быстро изменяющихся мировых рынков потребления предоставляла им преимущества, воспользоваться которыми им помогали их гибкость и высокая адаптивная способность, которые были свойственны только небольшим организациям».
Это объясняет успехи в станкостроении, сделанные семейными предприятиями в центральной Италии. На них была введена передовая технология производства. В Италии маленькие автозаводы стали самыми автоматизированными в мире. Ведь как только потребители становятся богаче и образованнее, растет их желание покупать разнообразные продукты, что ведет еще к большей сегментации рынка и появлению мелких предприятий, что в свою очередь требует гибкого, почти «ремесленного» способа производства. Машины для изготовления серийной продукции сами не могут быть такой продукцией, их все равно приходится создавать практически вручную, поскольку обычно для них используются уникальные разработки.
Рост конкурентоспособности во многих отраслях способствовал их дифференциации и возникновению новых сегментов. Произошло формирование кластеров (кстати, все наиболее успешные отрасли в Италии организованы по кластерному признаку). Кластеры в Италии носят очень глубокий характер и большинство из них включают конечный продукт. Между некоторыми кластерами существуют связи. При этом в Италии все связано модой, стилем, дизайном. Некоторые направления в этих секторах самоусиливаются и распространяются на поддерживающие отрасли.
Например, кластер керамической плитки в Сассуоло. «Вчетвером можно сыграть в карты, втроем – основать плиточную фирму» - говорят там. Происходит это потому, что всегда есть наличие технически подготовленных рабочих в регионе Эмилия – Романия (географическая концентрация наиболее преуспевающих фирм). Многие из фирм, расположены в одном городе. Из общего количества в 200 фирм этой отрасли в Италии, 60% находятся именно в районе Сассуоло. Фирмы работают по сути «дверь в дверь». В свое время они начали сами делать печи для обжига, и даже потом начали их экспортировать (хотя сначала - импортировали). Важно и то, что осуществляются постоянные технические инновации печей. Значимую роль в окончательном спросе на продукцию играет дизайн керамических плиток (от дизайнеров одежды Валентино, Ферре, Версаче). Кстати, доходы Италии от дизайна уже в 1990-ые годы составляли $10 млрд.
Вокруг Сассуоло сформировался пул квалифицированных рабочих, фирмы постоянно обмениваются информацией между собой. Поэтому оборудование к итальянским фирмам поступает в среднем на год раньше, чем к иностранным. Неудивительно, что итальянские производители имеют самый широкий ассортимент керамических плиток в мире. Со временем они открыли демонстрационные салоны в Германии и Франции, постоянно проводят смену новых и новых серий плиток, в рамках непрекращающейся борьбы за снижение издержек производства, посредством уменьшения числа рабочих и сокращение времени производственного цикла.
Важно и то, что географическая близость фирм вела к острому соперничеству, быстрому распространению опыта. Итальянские фирмы оказались чрезвычайно практичны, они умеют ловко обходить все преграды и легко идут на адаптацию и импровизацию. Что в итоге привело к таким типам диверсификации производства керамических плиток: 1. Крупные фирмы - экономия на масштабе. 2. Немногочисленные фирмы дизайнерской плитки - высокие цены. 3. Копировальщики (особенно дизайнерской плитки) - низкие цены. Все три стратегии приносят успех.
Конечно, позиции Италии часто слишком узки по ряду категорий, которые даже невозможно отразить в статистике в качестве отдельной строки. Отдельные фирмы специализируются, как правило, на производстве узкой номенклатуры товаров. Но все это и стало одной из составляющих положительного результата.
Таким образом, феномен скопления мелких семейных производителей стал не просто любопытной деталью итальянского пути развития, но фактом, показывающим возможные пути будущего роста для других стран, которые помогут избежать наихудших черт, присущих массовому производству.
По моему мнению, мелкомасштабная индустриализация в Италии может стать общеприменимой моделью промышленного развития и в Украине. В свете серьезной турбулентности и неопределенности современного мирового промышленного развития могу утверждать, что в будущем оптимальную форму промышленной организации будут преимущественно составлять не малые и не большие компании, а сетевые структуры, разделяющие преимущества как малых компаний, так и больших. Сетевые организации могут использовать экономию масштаба, вместе с тем избегая накладных и административных расходов, присущих большим централизованным организациям.
Но воспользоваться всеми преимуществами сетевого производства смогут только общества с высоким уровнем социального доверия. Так как, в отличие от производства в рамках вертикально интегрированных структур, бесперебойное производство («точно в срок») в рамках сетевых структур будет в значительной степени зависеть от того, насколько контрагенты доверяют друг другу. Потому и становится важным построение социальных институтов нового индустриального общества в Украине, потому так важны институциональные реформы у нас.
Таким образом, я могу утверждать, что основой послевоенного итальянского успеха (а нынешнее состояние украинской промышленности близко к итальянскому послевоенному, то есть базовые условия корректно сравнимы, поэтому данный анализ важен для нашей страны) было:
1. Отсутствие комплекса неполноценности перед иностранными промышленными фирмами. Не получив инвестиций в нужном объеме, на которые они рассчитывали, итальянские промышленники сказали: «Не беда, мы справимся!», и занялись инновационным совершенствованием национальной промышленности.
2. В силу этого, а также потому, что итальянцы достигали совершенствования продукции за счет умений и совершенствования технологий («знаю - как»), позитивные изменения в промышленности стали носить устойчивый характер и закрепились в итальянской промышленности надолго.
3. Происходило это с учетом национальных особенностей трудовой этики итальянцев и промышленной психологии; интенсивного перенимание практик промышленного хозяйствования успешных стран; использования кластерной организации бизнеса; стремления работать не только на внешних рынках, а и, в том числе, предоставлять национальным потребителям продукцию, сделанную на основании мировых стандартов («эффект вытягивания»); а также за счет отказа от массового производства как доминирующей формы промышленного выпуска.
Все это чудесным образом совпало с тем, что современное промышленное развитие теперь требует от промышленных фирм. Неудивительно – ведь промышленная Италия как раз и является сейчас одним из творцов этого промышленного настоящего. Поэтому, происходящая дальнейшая персонификация в создании промышленной продукции (промышленная 3-D печать), роботизация и дальнейшая автоматизация производства в будущем мировом развитии, позволяют считать, что итальянцы могут быть спокойны относительно того, найдут ли они себе место в мировом разделении труда, так как они сильны именно в таком производстве.
Украинцы также могут и должны воспользоваться опытом Италии, так как у нас сейчас проблемы с привлечением промышленных инвестиций, и будут эти проблемы продолжаться и в дальнейшем. Я думаю, что это – не так плохо, как принято считать: если посмотреть на вышеприведенный опыт итальянцев и воспользоваться им. Потому как мы также, как и они тогда, сможем найти креативное применение своим уже существующим качественным инженерным компетенциям. И, я думаю, сможем поднять свою трудовую этику при производстве качественных товаров. Мне кажется это реально сделать, ведь те же итальянцы тоже в свое время отставали от немецких производителей по качеству продукции, но как оказалось - это не было фатальным отставанием.
И самое главное, что нам нужно усвоить, исходя из итальянского опыта и нынешних украинских реалий – инвестиции отечественным компаний придется заменять инновациями. Иного реального пути нет.