К чему клонит Путин
Российскому руководству хотелось бы запихнуть Донбасс за шиворот Украине – как горячую картошку
С одной стороны, Владимир Путин говорит о том, что хочет видеть в лице Украины «доброго соседа», а с другой – военная поддержка ДНР/ЛНР не ослабевает. Судя по всему, примирительная риторика российского президента ограничится тем, чем она есть – словами.
Продолжается пропагандистская кампания о том, кто окажется крайним в истории с Донбассом – Украина или Россия. Первая возлагает ответственность за невыполнение Минских соглашений на РФ, и наоборот. В данной ситуации важно, какие решения принимает Европейский Союз.
Кремлевская пропаганда рассказывает россиянам, что Европа устала от санкций. Такие заявления делает то местный парламент Лигурии, то местный парламент Венеции, то какие-то отдельные политики из ПАСЕ, то лидеры неведомых нам политических партий. Но потом выступает Ангела Меркель и заявляет, что условия не выполнены, санкции будут продлены. Вопрос решен. Думаю, через полгода они будут продлены еще раз.
Посредством пропаганды у россиян формируется ощущение, что народы Европы утомлены от санкций, что они разрушают европейскую экономику, а европейские политики, якобы сильно зависящие от Вашингтона, не могут следовать демократическим устремлениям своего народа, и идут на попятную у США. Такую картинку формируют российские СМИ для своих сограждан, и многие в нее верят.
Для Путина содержание Донбасса – очень большая проблема, в том числе экономическая. Примерно 125 млн рублей в месяц тратятся на поддержку населения непризнанных республик Донбасса: выплаты зарплат, пенсионного обеспечения и прочие расходы. Несложно сообразить, что за год эта цифра вырастает примерно до $1 млрд. Спину вроде и не ломает, однако учитывая, что нужно также кормить Крым, содержать Чеченскую республику, вести войну в Сирии и т. д., денег не хватает.
Исходя из этого, российскому руководству хотелось бы запихнуть Донбасс за шиворот Украине – как горячую картошку, - чтобы она платила за газ, поставляемый в ДНР/ЛНР, а политические решения принимались бы донбасскими руководителями при поддержке и защите Кремля. К этому Путин и ведет, об этом он и говорит: договаривайтесь с лидерами ДНР/ЛНР, меняйте Конституцию, проводите выборы, выполняйте Минские договоренности, и все будет хорошо, мы снова будем добрыми соседями. Путин прекрасно понимает, что Украина на это не пойдет, поэтому может позволить себе миролюбивые заявления, одновременно перекладывая в глазах Европы ответственность на Украину.
Но слова и действия – разные вещи. Все это понимают, в том числе в Европе.