То, что должно было бы стать развлечением в перерыве между футбольными матчами во Франции, занудными как лицо французского официанта, когда к нему обращаются на английском, превратилось в настоящего черного лебеденка. А британцы доказали, что выносить важные вопросы на референдумы могут позволить себе только швейцарцы. Результаты референдума вызвали шок у всех, от банкиров Сити, которые теперь подумывают о переезде, до самых ярких сторонников выхода Британии из ЕС, активно продвигавших эту идею в надежде, что в результате ничего не выйдет. Вышло. В первый раз в жизни вечно пьяный докер из Саутгемптона смог осуществить свою давнюю мечту и нагадить этим буржуям в дорогих костюмах, причем так, что ему за это ничего не будет. Сразу не будет. Разве что в будущем, когда он лишится работы, конечно же по вине все тех же акул из Сити, возмездие придет, но связать воедино эти два события будет очень сложно. При этом особенностью цивилизованной Британии является тот факт, что жульничать теперь никто не будет, и из ЕС выйти все-таки придется. С вещами. Чемодан, туннель, London Victoria Station. Кто бы не стал во главе корабля, пусть даже на Даунинг-Стрит войдет харизматичная Тереза Мэй, на дух не переносящая всех этих референдумщиков, продолжив тенденцию закрепления матриархата в современном мире.
Утро прошлой пятницы стало совсем не добрым, ведь очень многие засыпали, убаюканные оптимистическими прогнозами. И не зря многие трейдеры не расходились по домам, ночуя в своих офисах. Распродажи 24 июня стали крупнейшими за десятилетие, отразив шок финансового сообщества, ожидавшего от британцев адекватности. Впрочем, мирового кризиса не случилось. Уже после выходных рынки почесали репу и пришли к выводу, что все не так и ужасно. Растет неопределенность, конечно же, чуть хуже будут в ближайшее время экономические цифры в ЕС и Британии, но всю возможную неадекватность британцы уже проявили. Более того, теперь ФРС точно не решится поднимать ставки этим летом, а может и осенью. В результате, покупатели активизировались, причем как в долговом сегменте (ориентируясь на продолжение периода нулевых ставок, загоняя доходности тех же немецких госбондов дальше в отрицательную зону), так и на рынке акций. В результате утро пятницы индекс S&P500 откроет на отметке в 2098 пунктов, совсем недалеко от тех рубежей, с которых начались панические распродажи. И близко к историческим максимумам.
Вернувшийся после испуга аппетит к риску поддержал и активы развивающихся рынков. Тут вам и сырье, которое передумало падать, и низкие ставки. В итоге, даже Папуа Новая Гвинея готовит выпуск еврооблигаций, как бы парадоксально это не звучало. И никто не удивится, если доходности там будут ниже украинских. Отечественный сегмент еврооблигаций тоже попал под удар в первые часы распродаж и точно так же восстановил потери. Доходности суверенной кривой заканчивают неделю в диапазоне 8,1%-8,6%. А в корпоративном сегменте продолжили договариваться держатели еврооблигаций группы СКМ, Метинвест и ДТЭК, с самими эмитентами. Не о реструктуризации, конечно, а скорее по техническим вопросам, но тоже приятно. Причем сделали это успешно, позволив толпе юристов и банкиров наконец планировать свои летние отпуска.
На внутреннем рынке Нацбанк остается основным ньюсмейкером. Если не считать Uber, который, наконец, запустил свой сервис в Киеве на радость хипстерам и среднему классу, добравшись наконец и до Киева. Протестовать в Украине таксисты не смогли, чай не Франция, да и для этого нужно было бы платить налоги, а это слишком сложно. НБУ, как в лучших домах Парижа и Лондона, провел пресс-конференцию, на которой снизил учетную ставку, теперь до 16,5%. Попутно объяснив что, зачем и почему. Еще один шаг в верном направлении, как и в случае с Uber, возможно, носящим чисто символический характер, но посылающий очень верные сигналы. Регулятору можно было только высказать претензию, что делал он это накануне Brexit, что теоретически было не самым лучшим таймингом. Все-таки, после 2008 года, верить в украинские тихие гавани уже как-то неприлично. Но пока, действительно, обошлось. Более того, регулятор продолжает выкупать излишки валюты с рынка, даже несмотря на пришедшую туда покупку заждавшихся счастливых обладателей дивидендов.
Снижение ставки потянуло за собой доходности государственных облигаций, кривая дружно шагнула на ступеньку ниже 17%. Еще немного и в Украине вдруг окажется, что ставка рефинансирования действительно что-то значит. Позволяя регулятору управлять рынком. А на рынке акций Украины произошел настоящий исход. Можно даже сказать, Ринатexit. Множество предприятий, в основном входящих в орбиту группы СКМ, были выведены с рынка под торжественные фанфары, окончательно перейдя в состав закрытых акционерных обществ. Теперь на бирже торговать этими акциями (а среди которых еще совсем недавние голубые фишки, такие как Азовсталь) никак нельзя. И торговать можно только в узком кругу ограниченных лиц, уже являющихся акционерами. Так что, фактически, собственники этих акций, теперь могут почувствовать себя полноценными партнёрами уважаемого Рината Леонидовича. Причем, живыми партнерами, что тоже очень почетно и приятно. Оставшиеся на рынке акции (а в индексе, например, их теперь всего 5) на удивление росли на этой неделе. В итоге, индекс УБ откроет пятницу на уровне в 674 пункта.