Почти одновременно о намерении создать новые политсилы заявили сразу две команды, которые ранее считались условной партией Саакашвили. В одну будущую партию, которую сегодня анонсировал на своей странице Давид Сакварелидзе, помимо него самого войдут Владимир Федорин, Виктор Чумак и Виталий Касько. В другую, которая будет представлена завтра, собираются войти Мустафа Найем, Сергей Лещенко, Светлана Залищук, Макс Нефедов и Василий Гацько. Не совсем ясно, почему все эти люди не могут стать одной партией и зачем им разделяться на два лагеря, но сейчас не об этом.
Новые политсилы уже активно обсуждаются в Фейсбуке. Как обычно посыпалось много критики. Неоднократно встретил предположения, что все перечисленные люди известны и авторитетны в основном в Фейсбуке, а за пределами оного их никто не знает, и следовательно — шансов победить у новых партий практически нет.
Стало интересно — а в самом деле, насколько реально сегодня победить людям из Фейсбука, если использовать в основном этот инструмент? Сколько голосов может получить группа популярных блоггеров, если сможет мобилизовать своих подписчиков? Можно ли обойтись без рекламы на ТВ, работая только со своей аудиторией в социальных сетях? Давайте попробуем прикинуть.
Для прохождения в парламент партии сегодня необходимо набрать 5% голосов избирателей. Если открыть сайт ЦВК и посмотреть результаты последних выборов в Раду, которые состоялись в 2014 году, то мы увидим, что это примерно 900 тысяч голосов. Меньше миллиона! Примерно столько голосов получила «Батькивщина», которая два года назад едва преодолела 5%-й барьер. Партии Тимошенко для попадания в парламент хватило 894 837 голоса.
Раньше в количественном отношении для прохождения в парламент нужно было больше голосов. Но в 2014 году Украина вместе с оккупированными территориями в один момент потеряла примерно 5 млн человек. Поэтому теперь охватить своей рекламой нужное для победы количество избирателей партиям стало легче, что существенно упрощает блоггерам задачу.
У Сергея Лещенко в Фейсбуке около 100 000 подписчиков. Можно допустить, что абсолютное большинство этих людей так или иначе ему симпатизируют и дорожат его мнением — иначе бы не подписывались. Следовательно, для того, чтобы претендовать на прохождение в парламент условной «партии Фейсбука» понадобится всего-то 10 блоггеров с таким же количеством подписчиков, как у Лещенко. Или 20 человек с таким количеством, как у меня. Задача эта вполне посильна.
Конечно, вряд ли все 100 тысяч подписчиков Лещенко или 40 тысяч подписчиков Гацько отдадут за них свои голоса. Кто-то поддержит другие партии, многие просто являются гражданами других стран и вообще не могут голосовать. Но если мы говорим о чисто технической стороне вопроса, то как видим, охват нужного количества избирателей с помощью одного лишь Фейсбука вполне возможен. Благодаря техническому прогрессу и распространению интернета, телевизор уже не обладает абсолютной монополией в медиапространстве, хотя все еще играет ведущую роль. Уже сегодня в теории партия может обойтись и без него.
Охват аудитории в Фейсбуке, как показывает практика, всегда больше, чем количество подписчиков. Приведу конкретный пример — охват моей авторской страницы, где всего-то 5500 подписчиков, составляет от 100 тысяч до 400 тысяч человек в неделю. 10-15 блоггеров с большим количеством подписчиков смогут охватить миллионы человек!
Разумеется, куда сложнее — убедить всех охваченных пользователей голосовать за свою партию. Но тут уже все зависит от самих блоггеров, их программы и способности убеждать. В целом же задача построить избирательную кампанию на агитации в социальных сетях (а кроме Фейсбука есть еще и другие инструменты) вполне реальна. Мир не стоит на месте, реальность меняется. То, что еще несколько лет назад считалось невозможным, сегодня становится явью.