Они допускают 1-2% снижения ВВП в год на протяжении 10-15 лет, продолжающееся обнищание населения, инфляционные и девальвационные механизмы для сохранения ЗВР, последовательное и долгосрочное оболванивание населения, продолжающуюся эксплуатацию природной ренты десятками около-путинских семей и кормёжку населения дешёвыми блинами с лопаты раз в год.
Но эти люди неправы. Современная полудохлая Россия – это не СССР 60-х. Это даже не СССР начала 80-х. Разбалансированная псевдо-капиталистическая система, на самом деле, является гибридной системой бандитского неофеодализма со ржавыми недоразвитыми рычагами капиталистических атавизмов, отторгнутых Западом в ХХ веке, и даже не воспроизведённых в должной мере в России века XXI.
Здесь речь вовсе не идёт о терминальном отставании России от развитых стран в течение следующих десяти лет – о её де-индустриализации, де-технологизации и дальнейшей архаизации.
В этой статье не идёт речи и о бедственном положении российского бюджета, щёлкающего клювом на полтриллиона рублей ежемесячного дефицита.
Речь не о банкротстве регионов, не о предстоящих новых рекордных выплатах валютных долгов компаний в 2017 году.
И даже не о мировом рынке нефти и газа в последующее десятилетие.
Речь идёт о «Чёрном лебеде» – теории, рассматривающей труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. Автором теории является Нассим Талеб, описавший её в своей книге «Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости», и ввёдший термин «события типа Чёрный лебедь».
В устойчивых выборных системах развитой меритократии «Чёрный Лебедь» никогда не станет терминальным событием разрушения всей системы. В неустойчивых системах устойчивой антимеритократии «Чёрный Лебедь» часто становится причиной разрушения – иногда исторического, эпохального значения.
Архаичная для начала ХХ века абсолютистская многовековая монархия, без гибкости для реформирования, оказалась бессильной перед чередой «чёрных лебедей» в 1917 году. Можно аргументированно показать, что и антимеритократия СССР времён Горбачева рухнула под серией «чёрных лебедей» в своей финальной фазе 1986-1991 всего за пять лет, после 70 лет монархии советской.
И напротив, выборная развитая меритократия США, получив сильнейший удар финансового кризиса ипотечного кредитования 2007-2009 гг. и свою дозу «чёрных лебедей» в сентябре 2008 года, смогла выстоять, исправить положение и, отряхнувшись, укрепиться ещё больше, в неминуемом новом витке такого цикла. Ведь сейчас мало кто ежедневно вспоминает о том, что в середине сентября 2008 года одновременно банкротились два из крупнейших инвестиционных банков мира – Lehman Brothers и Merrill Lynch. На Merrill Lynch нашёлся покупатель – Bank of America, а на Lehman – нет. И именно это событие стало тогда «чёрным лебедем» для всей финансовой и экономической системы мира, вызвав глобальную рецессию впервые за последние 60 лет. Но меритократическое лидерство президентской администрации США, главы американского ЦБ (Федерального Резерва) и министра финансов США спасло Америку и мир: т.н. «План Полсона» спас всех, включая и Росиию, конечно.
Прилети такая лебедушка (российского размера) в Россию сегодня, а ещё «лучше» – прилети целая серия из «чёрных лебедей», и от теории унылого десятилетнего загнивания России не останется и следа, в один день.
А теперь, братья и сестры, кто из вас более духовныя и сможет убедительно доказать, что «Чёрный Лебедь» не прилетит в Россию в течение следующих двух лет? Что для этого нужно – заказать молебен в ХХС, выстроиться в очередь на поцелуй Пояса Богородицы, выйти с иконами и хоругвями, или попросить отца Онуфрия освятить очередной Bugatti Veyron? А может быть, в бинокль следить за тем, как Улюкаев нащупывает дно, всё дальше удалясь от берега? Или ещё раз прослушать экономически-гениальные речи кандидата экономических наук Владимира Путина, в качестве введения... в... экономику? Или почитать ворованные диссертации Мединского? А может быть, лучше назвать второй мост в Санкт-Петербурге, но уже именем академика Рамзана Кадырова? Возможно, назначить академика Глазьева премьер-министром?
Нет, у путинской России нет такого пути – десятилетнего унылого загнивания. Антимеритократическая неустойчивая система пойдёт вразнос гораздо, гораздо раньше. Просто мы сейчас точно не можем сказать, когда прилетит этот «Чёрный Лебедь», и каким он будет – именно это и является его природной особенностью. И мы также не можем сказать, что будет после него, если система рухнет – именно это является рукотворной особенностью путинской России, в которой Владимир Путин разрушил важнейшие государственные конституционные институты выборов и сменяемости власти. Но мы точно можем сказать, что неустойчивая антимеритократическая система, при прилёте «чёрного лебедя», рано или поздно рухнет – и я утверждаю, что скорее раньше, нежели позже.
Кстати, об этом знаю не только я, но и финансовые рынки, представленные «коллективным разумом инвесторов». И среагируют они несколько раньше, чем в момент самого разрушения системы. И эта реакция ускорит конец.