Во Франции анонсирована очередная встреча лидеров «нормандской четверки». Надеюсь, прорыва от этого мероприятия ожидать не стоит, ведь прогресс в Минских соглашениях возможен только за счет Украины, посредством больших и опасных для национального суверенитета страны уступок.
Президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель, возможно, даже надеются получить Нобелевскую премию мира за урегулирование конфликта в Донбассе. А Барак Обама, уходящий президент Соединенных Штатов, стремится добавить прогресс по «Минску» к таким весьма сомнительным достижениям, как ядерная сделка с Ираном и полная «сдача» Сирии Путину.
Таким образом, приезд Виктории Нуланд в Киев – лишь часть общего давления на Украину со стороны Запада, которому хочется добиться конкретных результатов в своих миротворческих усилиях.
Перетягивание каната вокруг Минска продолжается уже два года. Единственным их очень важным плюсом является прекращение огня. Гораздо меньше гибнет людей, появилась линия разграничения между противоборствующими сторонами. Тем не менее, перемирие шаткое, перестрелки не прекращаются. Более того, недавно прозвучали совершенно удивительные заявления главы российского МИДа Сергея Лаврова и президента Путина о том, что остановить перестрелки на востоке Украины до полного политического урегулирования невозможно. Это шантаж. Российское руководство поставило Украину перед выбором: либо вы согласитесь на условия Москвы, либо перестрелки продолжатся. А политические условия Москвы совершенно неприемлемы для Украины – втолкнуть «раковую опухоль» ДНР/ЛНР, насыщенную российскими войсками и диверсантами, в политическое тело Украины, сделав «моторол» и «захарченков» политическими деятелями страны и блокировав ее европейский вектор развития.
Таков план Путина. При этом он искусно использует честолюбие Западной Европы, стремящейся заработать миротворческие лавры и оказывающей время от времени давление на Киев с тем, чтобы он согласился на условия так называемой интеграции Донбасса. Москва хочет соблазнить Украину фальшивым восстановлением ее территориальной целостности, сохранив при этом полный контроль над ДЛНР и что самое главное – над украино-российской границей. Киев понимает эту нехитрую тактику и пока довольно успешно сопротивляется. Однако Запад продолжает давить.
Стратегия Путина – создавать видимость миролюбия. Он хочет одновременно решить проблему «впихивания» непризнанных республик в Украину, лишив ее европейского вектора развития, и получить за это еще и вознаграждение – снятие санкций и восстановление экономических отношений с Западом. Довольно разумная и понятная позиция.
Соглашусь с теми, кто считает, что со стороны Украины гораздо честнее сказать: мы рассматриваем эти территории как временно оккупированные Москвой, агрессором, переложив тем самым на нее всю ответственность за происходящее в Донбассе. И раз она не собирается выводить войска и отдавать контроль над границей, все разговоры о политическом урегулировании – пустая болтовня.
В отношениях с западными союзниками Украине стоит делать акцент на прекращении огня и проведении реформ. Лучший способ освобождения этих территорий – продемонстрировать свой успех на пути европейского развития. После этого они сами захотят вернуться. Кажется, такой концептуальный подход более продуктивен, нежели продолжение игры в восстановление территориальной целостности.