Рэкетиры Лукашенко на дорогах
Украинцы очень любят Лукашенко и даже в чем-то завидуют белорусам. По крайней мере, так показывают социологические опросы. Украинцы считают, что у белорусов сытая, спокойная жизнь. Особенно любят Лукашенко те украинцы, которые никогда не бывали в Беларуси. Или бывали там проездом.
Действительно, из окна автомобиля Беларусь кажется раем – стерильная чистота вдоль дорог, ухоженные поля. Частые строгие милицейские патрули. Бензин стал еще дешевле – почти в два раза – после очередного падения белорусского рубля.
Но последнее время у транзитных украинских пассажиров резко меняется впечатление о Беларуси и Лукашенко.
Я много слышал о беспределе на белорусских дорогах, который устраивает транспортная инспекция, о гигантских штрафах и даже конфискации машин.
На прошлых выходных я все это испытал на себе.
В прошлую субботу я поехал из Киева в Минск проведать мать и сходить на могилу отца.
Дорога хорошая на протяжении всех 600 км пути – в Украине покрытие не очень, в Беларуси отличное, потому что дорогу закончили строить в начале этого года. Украинскую границу мы прошли за 15 минут, на белорусской нас держали 3 часа. Там у всех выворачивают сумки и придирчиво роются в личных вещах.
Белорусский пограничник предупредил, что дороги в Беларуси платные, и вручил рекламный листок с указанием, где и как купить прибор для оплаты дорог.
Белорусы считают себя гордыми европейцами (поверьте мне – почти стопроцентному белорусу), но оплата дорог у них устроена абсолютно по-идиотски.
Если в Европе на въезде в Чехию, Словакию или Австрию вы просто покупаете марку и наклеиваете ее на лобовое стекло в качестве оплаты за дорогу, если в Польше, Италии или во Франции вы оплачиваете дорогу в кассе на автобане, если в Германии вы не платите ничего, то в Беларуси вы потратите почти час времени и много лишних денег только лишь за право проехаться по дорогам страны.
Мы собрались толпой возле киоска на бензоколонке, где женщина-утомленный робот не спеша оформляла документы для оплаты дорог.
В Беларуси вы должны заполнить кучу бумаг (столько подписей я не ставил даже в белорусской тюрьме), взять на прокат (а по сути, купить за 25 евро) приборчик грязно-серого цвета, положить на специальный счет деньги, чтобы вам хватило до Минска и обратно или до границы с Литвой, если вы едете транзитом в Прибалтику.
Приборчик надо наклеить на лобовое стекло, и сделать это следует очень-очень внимательно. Приборчик должен пикать под каждой контрольной рамкой на трассе, иначе вас ждет крупный штраф или несколько штрафов.
"Следите, чтобы он пикал. Если вдруг он не пикнет, сразу останавливайтесь и звоните в центр управления, – строго наставляла нас женщина в окошке, похожая на робота. – Если не позвоните, будете платить штраф".
"Точно, точно. Лучше сразу звонить. Они если вцепятся, то без штрафа не отпустят", – подтверждали водители из очереди.
"У меня не пикнуло, я позвонил, сказали ехать дальше в контору, а по дороге меня остановили инспекторы и оштрафовали", – рассказывал о своих злоключениях один из водителей.
Запуганные опытными украинцами и суровыми работниками белорусской конторы, мы всю дорогу следили за пиками. Не наслаждались новой белорусской дорогой и бескрайними полями, а слушали пики!
"Так, внимание. Слушаем! Фух, пикнуло"... И так каждые 10-15 километров.
Под Бобруйском под колеса нашей машины бросился чувак в форме и с полосатой палочкой.
"Мы не милиция", – гордо сказал он.
"А, вы те придорожные фашисты, о которых все рассказывают, – радостно выдохнул я. – У меня все нормально, все пикает".
"Пройдемте в автобус", – строго приказал белорус из транспортной инспекции.
"Ты слышал, он нас фашистами назвал. Ну-ка включи диктофон", – решил напугать меня диктофон его толстопузый напарник.
"Да, я сейчас сам включу диктофон!" – дружба у нас не сложилась с первого взгляда.
В транспортном патруле было двое – немолодой, пузатый, отдышливый и молодой, наглый, с взглядом осторожного садиста. Зашуганные садисты – это выведенный Лукашенко тип мелких белорусских госслужащих. Каждый день вышестоящие начальники втаптывают их в грязь, потому что с вышестоящими точно также поступают еще вышестоящие. Поэтому отыгрываются и снимают стресс эти бесправные по жизни люди на простых гражданах, не наделенных этой маленькой властью и полномочиями."Ваша машина?" – спрашивает наглый."Моя. И что?""2 года назад вы ехали через Беларусь. Не заплатили за дорогу и сейчас вы должны заплатить штраф в 200 евро, – вынес свой приговор сотрудник транспортной инспекции. – Мы можем задержать вашу машину и отправить ее на штраф-площадку".Было видно, что он уже повторял свои угрозы много раз. Это была привычная для него ситуация.Он в большой, черный бинокль высматривает машины с украинскими номерами, вносит их в базу, находит там данные за последние 2 года и ловит таких же лохов, как я.
Система BelToll начала действовать в Беларуси в 2013 году, первые пару лет она функционировали с большими сбоями. Дальнобойщики стояли за приборами сутки-двое. На огромные штрафы попали сотни водителей и фирмы-перевозчики.
Но основная подлость системы заключалась в том, что белорусские деятели распространили действие BelToll на водителей легковых машин, толком никому ничего не поясняя. Я считаю, что создатели и руководители BelToll – фактически действовали, как мошенники.
Умники сейчас рассказывают, что надо было следить за рекламой. Эту рекламу даже вешали на трассе Киев-Житомир. Я видел эту рекламу. Только из нее было не ясно, что платить за дорогу придется и простым автолюбителям, а не грузовым автомобилям.
До этого в Беларуси была всего одна платная дорога и на ней были установлены кассы и шлагбаумы. Людей приучили к тому, что платить надо просто прямо на дороге. И когда ввели этот BelToll с серо-грязными приборчиками, то власти Беларуси не спешили подробно рассказывать людям о новой системе. Не стоит забывать, что в Украине нет платных дорог, нет их ни в Литве, ни в Латвии, в Польше всего 2-3 платные дороги. То есть людям даже в голову не могло прийти, глядя на дурацкие щиты с надписью BelToll, что платить надо всем.
Зато теперь тысячи украинцев платят огромные штрафы за 2014 и 2015 годы. Многие пытаются судиться, но это бессмысленно, потому что им в ответ посылают стандартные отписки.
Инспекторы издеваются над украинцами в полях, часто вымогают деньги. Особенно беззащитными становятся те, кто едет транзитом.
"Я заплачу вам эти 200 долларов, пусть Лукашенко вам выплатит. Подавитесь вы вместе с вашим BelTollом, – громким, хорошо поставленным голосом для их диктофона, железным тоном отчеканил я, и добавил примирительно, чтоб им стыдно стало. – Приезжайте в Украину, там вас никто у дороги караулить не будет. В Украине дороги бесплатные".
"А вы знаете, кто у нас Хатынь спалил", – на прощание вдруг произнес отдышливый инспектор.
"В смысле?" – опишел я, прабабушку которого повесили фашисты, а сдала ее полицаям соседка.
"Ваши украинцы и спалили".
"Ты – придурок. Запомни и запиши на свой диктофон. При-ду-рок!" – уже кричал я с другой стороны дороги.
Я каждый раз поражаюсь тому, что живут белорусы так же тяжело, как и украинцы, во многом даже беднее и тяжелее, но почему-то пренебрежительно относятся к Украине. Российская пропаганда превращает людей в зомби.
Но белорусские власти умеют вырывать из горла. Уже второй год обещают включить вещание украинского канала, но не делают это. Зато добились того, что белорусская пропаганда с явным российским привкусом свободно транслируется в Украине.
Подводя итоги поездки к маме, я заплатил 200 евро штрафа за 2014 год, 25 евро залога за проблемный приборчик, примерно столько же – за дорогу, еще 10 евро остались лежать на счету на будущее. Итоги только оплата за дорогу вышла в 260 евро.
Белорусы лупят огромные деньги с украинских водителей, но сами в Украине ни за что не платят.
Сейчас на границе собираются очереди из белорусских машин, которые направляются к морю: в Одессу, в Затоку, в Херсон и Николаев. Никто из них даже 10 долларов не заплатит за проезд по украинским дорогам. Но будет рассказывать, какие же плохи дороги в Украине. Белорусские власти любят поучать других, как жить и что делать. В истории с дорогами надо брать с них пример и ввести в Украине плату за проезд иностранцам. Без геморроя и нервотрепки – купи марку и езжай на все четыре стороны. Украина же не Беларусь, свободная страна.
Ну а что касается Беларуси и ее хороших дорог, то мой вам совет: есть возможно, объезжайте ее стороной, через Польшу или даже через Россию, а если все-таки поехали, то отложите пару сотен евро на всякий случай, потому что прорваться там без штрафа – большая и редкая удача.