Санкции, по-видимому, достигают своей цели – экономика России прочно села на мель. Поэтому чисто по экономической необходимости Путину надо налаживать отношения с Западом. В связи с этим он должен проявить гибкость в украинском вопросе. Он старается это сделать с минимальными потерями и минимальными геополитическими уступками. Вот согласился на обмен, демонстрирует большую гибкость в процессе Минска, Лавров высказался, что они не против миссии ОБСЕ. Но это все акции, в значительной степени, символические. Можно согласиться на миссию ОБСЕ, а потом выматывать вопросами – каков мандат, какое вооружение, какая территория.
Отсюда повышенное внимание к Минску. Сурков туда не просто так поехал. Он чиновник первого уровня и у него есть полномочия. Значит, ему дана команда о чем-то договориться. Что-то уступить, но продемонстрировать готовность идти на встречу. Экономические ограничение вызывают серозное беспокойство в российской элите. Тут выборы в сентябре, а пенсии платить нечем. Это очень серьезно.
Но для каких-то реальных уступок ситуация должна быть на много хуже. А пока она не такая уж и плохая. Все-таки международные резервы есть - можно продержаться. Вопрос в том, как долго?
Стратегическая задача понятна – пойти на некоторые уступки в вопросе Донбасса, чтобы полностью вывести из обсуждения вопрос Крыма. Крым не обсуждается, а вот на Донбассе мы готовы продемонстрировать какую-то гибкость.
Тут надо понимать, что Путин пребывает в довольно узком кругу возможностей. У него рейтинг 85%, хоть и виртуальный, а тут он начинает в чем-то уступать. Поэтому слишком далеко, даже в символических уступках, он пройти не может. Хоть нынешние уступки в России будут поданы как жесть доброй воли.
Но в тоже время мы видим, как в странах Европы, и в европейском парламенте, в отдельных государственных, в прессе, которая подкармливается из России, усиливается пророссийское лобби.
Стратегическая цель Путина – запихнуть Донбасс назад Украине. Путину выгодно, чтобы он был в составе Украины. Ведь эта территория в ближайшие десятилетия киевскую стратегию поддерживать не будет, а Порошенко получает три с лишним миллиона избирателей, которые голосуют против него. Во-вторых, это создает очевидное напряжение в межрегиональных отношениях в Украине.
Но чисто экономически ныне оккупированный Донбасс просто обречен на застой, потому что им будут руководить отморозки. Они будут пилить бюджеты, а для развития делать ничего не будут. Путину выгодно, чтобы все это происходило на украинской территории и на ответственности Порошенко. Чтобы он платил за разбитую посуду, а люди на той территории голосовали против него.
Позволю процитировать себя двухлетней давности, когда я говорил, что военное перетягивание Донбасса рано или поздно смениться мирным спихиванием. Вот сейчас Путин спихивает эту территорию в зону ответственности Украины и в зону ответственности Порошенко.
А вот как поведет себя Порошенко – не знаю. Но сейчас пиаровская инициатива на стороне Путина. Он может демонстрировать гибкость, при том, что вопрос о Крыме вообще не обсуждается. Крым – это символ его победы.