В Канаде во время дебатов по украинскому кризису на конференции, организованной Institute for 21st Century Questions совместно с Canadian Force College Foundation, был момент, когда мой оппонент сказал, что безответственно со стороны Украины не выполнять Минские соглашения в полном объеме.
На это я ответил, что маленькая безответственность Украины начинается с большой безответственности западных держав и Китая, которые дали намгарантии безопасности в Будапештском меморандуме, но, как оказалось, дали не гарантии, а безответственность. Эта безответственность привела к тому, что Россия решила, что у нее развязаны руки она может резать Украину на куски как хочет.
Более того, даже когда был подписан Минск-2, то Россия продолжала атаки и захватила Дебальцево, не смотря на то, что еще не успели высохнуть чернила о перемирии.
Поэтому от Украины безответственно требовать строгого выполнения буквы и духа Минска-2, когда другие участники международных соглашений, мягко говоря, избирательно и не очень ответственно сами подходят к их выполнению.
Отсюда, Украина должна вести такую же прагматичную политику, как ее партнеры.
При этом партнеры должны понимать,что если они и дальше будут безответственно относиться к конфликту Украины с Россией и требовать, чтобы Киев буквально выполнял требования Минска-2 опережающими темпами, поскольку Запад хочет как можно быстрее снять с радаров эту проблему, то они получат не решение проблемы, а коллапс Украины, который повлечет за собой коллапс всей восточной политики ЕС со всеми вытекающими последствиями для региона.
Если Запад не понимает, что введение токсичных территорий в правовое поле Украины повлечет за собой парад региональных суверенитетов, то в Киеве это очень хорошо понимают и не имеют ни малейшего желания ложиться на алтарь интересов внешних игроков. Опыт Чехословакии 1938 года показывает, что это крайне неблагодарное занятие.
Самое главное, что и значительная часть украинского общества это понимает и не поддерживает распил Украины под аккомпонемент фальшивых мантр о мире на Донбассе. А для пущей убедительности я привел очень убедительные цифры настроений украинцев из социологии, которую мы сделали прямо накануне визита.
Я думаю, что наш диалог с Европой должен строиться именно в таком ключе.