Как и ожидалось, Россия увидела в масштабных учениях НАТО «Анаконда 2016» именно то, что альянс и планировал донести до Кремля, причем под аккомпанемент целого ряда других мероприятий вблизи российской границы.
В то время как одни официальные лица в довольно сдержанной форме заявляли о том, что «Анаконда» не способствует созданию «атмосферы доверия и безопасности», другие, такие как голос МО РФ генерал Игорь Конашенков, не скупились на эпитеты, сравнения и желчеиспускание. Сенатор же Франц Клинцевич и вовсе объявил о готовящемся наступлении на Россию.
Собственно, ожидаемое светопреставление оправдало все надежды, но вот какие следующе шаги предпримет Россия в данном случае? Максимум, что она может сейчас противопоставить НАТО с военной позиции, это лишь укрепление западных рубежей с уклоном на оборону. Но есть и другие направления, на которых Москва пытается перехватить инициативу.
Политика.
Полной неожиданностью для многих стало сообщение о намерении президента России посетить в начале июля, накануне саммита НАТО в Варшаве, с официальным визитом Финляндию. Озвучены эти планы одновременно с недовольством Кремля относительно проведения первых в истории Финляндии, внеблоковой страны, учений НАТО Baltops 2016.
С учетом того, что сравнительно недавно Швеция дала добро на размещение на своей территории войск НАТО, а также перемещение их по дорогам страны, при этом не будучи членом альянса, вполне понятны опасения Кремля насчет Финляндии. Кроме того, Финляндия - одна из немногих европейских стран, поддерживающих отношения со страной-изгоем, вполне логично, что Путин отправится именно туда, не только ради того, что бы сделать тему НАТО центральной во время переговоров, но и внести разлад в предстоящий саммит альянса, а также продемонстрировать, что «изоляции нет!»
По сути, Финляндия может в июле стать одним из главных политических инструментов в борьбе с успешно развивающимся, после многолетнего анабиоза, альянсом.
Экономика.
Россия продолжает давление на ЕС, причём на его властный центр, а не окраины. И, как всегда, главным инструментом давления в данном случае остаются ресурсы. В частности, речь идет о пресловутом трубопроводе «Северный поток 2».
Намедни министр экономики и энергетики Германии Зигмар Габриэль заявил, что «Северный поток 2» может быть реализован при соблюдении трех требований, а именно - трубопровод должен соответствовать нормам законодательства, не должен нарушать транзит через Украину и ограничивать поставки газа в Восточную Европу. Иными словами, должны быть соблюдены пункты, которые Россия как раз и пытается обойти, а именно – без транзита через ряд стран напрямую поставлять «голубое золото» в Германию.
С другой стороны, если Москва согласится с такими условиям, то какой смысл от «СС-2» с пропускной способностью в 110 млрд кубометров в год, если при наличии старых транзитных маршрутов будут поставляться нынешние объемы, а Европа в большем количестве газа не нуждается? Выходит, либо «СС-2» будет строиться заранее как убыточная ветка, либо, при соблюдении вышеупомянутых условий, когда трубопровод будет введен в эксплуатацию, Кремль прекратит транзит через Украину, поставив ЕС перед фактом. Ну а поскольку «центр» не спешит искать полную замену российскому газу, то шантаж будет именно в пользу Белокаменной.
Кроме того, не стоит забывать, что реализуют проект не только российский «Газпром», но и немецкий E.ON и Wintershall, британский Shell, австрийский OMV и французский ENGIE. Как видим, старый костяк ЕС сойдется в схватке с молодыми членами сообщества, ведь против «СС-2» яро выступают Польша, страны Балтии, да и скандинавы недовольны очередной трубой через Балтику.
В итоге, пока НАТО качает мускулы, Россия будет вносить разлад внутри самого ЕС, используя имеющиеся в наличии инструменты и уязвимые места сообщества, в среде которого генералитет не имеет решающего голоса.