В настоящее время ВВП Украины составляет около $85 миллиардов, что равняется примерно 1/8 части ВВП Польши. Размер доходов от инвестиций соизмерим с этими числами. Изменится ли обстановка? Наверняка не известно, но, как и ранее, Украина обладает огромным потенциалом. Ко всему прочему, эта страна расположена в сердце Европы. Здесь множество хорошо образованных людей выполняют работу, не соответствующую их высокой квалификации. И как бы там ни называли украинскую экономику, все же она - рыночная. Звучит достаточно неплохо, чтобы стимулировать иностранных или украинских инвесторов сегодня вложить деньги в эту страну? Что же изменилось? Ответ: изменилось многое.
1. Украина заключила глубокое и всестороннее соглашение о свободной торговле с Европейским союзом, из чего следует, что у страны теперь есть доступ к обширному европейскому рынку. В настоящее время рынок ЕС фактически в 20 раз крупнее российского, и едва ли такое соотношение можно назвать конкурентным. В первую очередь важно убедиться в том, что рынок ЕС действительно открыт, и что украинские компании на него ориентированы.
2. В своем договоре о сотрудничестве с ЕС Украина благоразумно взяла на себя обязательство принимать сотни хороших законов, которые необходимы этой стране для создания благоприятной деловой среды. ЕС будет неуклонно настаивать на их принятии и внедрении. Вопрос, однако, состоит в том, достаточные ли выгоды ЕС предлагает Украине, чтобы все эти законы были введены.
3. В 2015 году Украине удалось стабилизировать свою финансовую систему. Среднегодовая инфляция резко снизилась - с 61% в апреле 2015 до 9,8% к апрелю 2016. Процентные ставки Центробанка соответственно понижались. Начиная с первого квартала 2016 ставки коммерческого кредитования должны упасть до 20%. Вместе с этим сможет начаться выдача новых кредитов, питая инвестиции в производственный сектор.
4. В пределах Европы практически невозможно нанять настолько хороших и квалифицированных специалистов за столь низкую зарплату. Реальная разница может оказаться несколько меньше из-за украинской привычки выплачивать дополнительную серую зарплату, но производство в Украине действительно очень дешево. Надо надеяться, долго такая ситуация не продлится, но также надо надеяться, что это и впредь будет стимулом перенести в Украину мощности в сферах производства и услуг.
5. В течение длительного периода Украина поддерживала нелепо высокое налогообложение труда, с налогом на заработную плату не менее 45%, что близко к самому высокому в Европе. Благодаря новым налоговым законам, продвинутым прежним украинским правительством, уровень снизился более чем вдвое - до 22%. Это жизненно важно для законопослушных иностранных инвесторов, не готовых выдавать серую зарплату наличными. Это должно привести к существенному повышению легализации выдачи зарплат.
6. Украина приняла вполне реалистичный гибкий обменный курс. Как следствие, у страны больше нет тяжелого дефицита по текущим операциям, и Украина скоро уже должна быть в состоянии снять свои безжалостные валютные ограничения, которые одинаково губительны как для иностранных, так и для местных предпринимателей.
7. Украина ввела электронную систему государственных закупок "ProZorro". Это должно позволить всем типам предприятий участвовать в госзакупках, ведь ранее данный рынок был доступен лишь обладателям близких связей с чиновниками.
8. Самым большим беспокойством иностранных инвесторов, занимающихся экспортом из страны, был вопрос возмещения НДС. Официально автоматическая система была введена, и переговоры с иностранными бизнесменами позволяют предположить, что ситуация действительно улучшилась, даже учитывая некоторые требующие устранения недостатки.
9. Имеет место также ощутимое снижение государственного контроля. Конечно, еще очень многое следует сделать, но ряд правил и инспекционных органов были упразднены.
10. Самое большое положительное изменение из всех - экстраординарная открытость Украины. Ни одна страна, будучи до такой степени коррумпированной, не является настолько открытой. Скорее всего, это только поможет стране справиться с коррупцией. Такая открытость предлагает иностранным инвесторам широкие возможности выражать недовольство и жаловаться, если что-то пойдет не так. Подобное - редкость среди других стран.
Разумеется, у Украины также есть некоторые серьезные недостатки для инвесторов - главным образом слабая система судебной защиты
1. Права частной собственности не охраняются в Украине, потому что ни обвинители, ни суды работать толком не желают. Как следствие, крупные предприниматели, подписывая в Украине контракты, вынуждены ставить условием решение каких-либо возникающих конфликтов в частных арбитражных судах за границей, обычно в Стокгольме или Лондоне. Украина должна ввести элементарную внутреннюю судебную систему, пригодную для защиты малых и средних предприятий.
2. Контроль за исполнением контрактов не работает. Некоторые крупные бизнесмены в Украине все еще полагают, что они выше таких тривиальных вопросов, как оплата того, что они купили. Украине отчаянно нужна судебная система, способная привлечь неплательщиков к реальной ответственности.
3. Огромный незадействованный ресурс в Украине - плодородные сельскохозяйственные угодья. Если бы частные продажи пахотной земли были легализованы, то цена на нее, скорее всего, выросла бы в несколько раз. Фермерские хозяйства были бы в состоянии брать значительные кредиты у банков, используя землю в качестве имущественного залога. И сельское хозяйство, и банковское дело сразу начали бы набирать обороты.
Надежды без иллюзий
Украина никогда раньше не проводила настолько серьезных и масштабных реформ, как в 2015 году. Это - серьезные изменения. Однако создается впечатление, что маховик реформ замедляется. В ближайшем будущем изменений предвидится меньше. Реформы в настоящее время проводятся скорее под напором международного сообщества, а не по требованию украинского правительства. Пока что эти реформы продвигаются, но прогресс кажется менее устойчивым, чем год назад. Давайте надеяться на лучшее, но не питать иллюзий.