Путиномика как она есть: выживут только здоровые и богатые
В общем, "дорогие россияне", жить вы будете плохо, но зато недолго, с чем, собственно, вас и поздравляем.
Как утверждают маститые российские экономисты, бюджет России выглядит следующим образом: примерно 65% — это доходы федерального бюджета, то есть львиная доля денег стягивается в Москву; 25% — доходы региональных бюджетов, и только 10% — доходы бюджетов местного самоуправления.
Но именно там, на муниципальном уровне, и протекает реальная жизнь основной массы российского населения. Во всем мире значительная часть и здравоохранения, и образования, и культуры, и массового спорта, и экологии — это муниципальный уровень. В России тоже многие школы, вузы, а также поликлиники и больницы финансируются так же, на муниципальном уровне.
Сейчас этот муниципальный уровень финансов попросту уничтожен.
Российские регионы уже свернули свои многие программы — инвестиционные, инновационные, жилищного строительства, строительства дорог, превращаясь фактически в кассы по раздаче зарплат бюджетникам. В ряде российских регионов расходы на зарплату превышают 60% объема местных бюджетов. При этом, долги как региональных, так и муниципальных бюджетов неуклонно растут - за последние несколько лет они выросли в разы. Несколько десятков регионов уже по факту банкроты - у них сумма долга сопоставима с объемом собственных доходов.
Несколько дней назад были опубликованы данные Росстата за апрель: падение реальных доходов населения резко ускорилось, они упали на 7.1% с соответствующими последствиями как для потребительского спроса, так и для уровня жизни.
О катастрофическом состоянии путиномики косвенно говорит, например, такой параметр, как продажи лекарств населению. В I квартале 2016 года они рухнули впервые за всю историю наблюдений — это явное свидетельство того, что у населения попросту закончились деньги, поскольку на лекарствах экономят в последнюю очередь.
Как посчитали аналитики DSM Group, по итогам января – марта 2016 года продажи лекарств в России упали на 10% год к году до 270.3 млрд руб. Это первое падение за всю историю наблюдений с 2008 года – до сих продажи лекарств год к году только росли. Продажи лекарств россиянам снижаются второй квартал подряд, свидетельствуют данные DSM Group: в IV квартале 2015 года они снизились на 9% в деньгах и почти на 17% в упаковках. Такие показатели I квартала 2016 года объясняются затяжным кризисом и продолжающимся падением покупательского спроса.
В общем, "дорогие россияне", жить вы будете плохо, но зато недолго, с чем, собственно, вас и поздравляем.
Путинизм посредством новоизобретенной "суверенной демократии" установил между властью и основной массой населения некое неписаное соглашение: власть обеспечивает "дорогим россиянам" постоянно растущий уровень жизни, а они в ответ закрывают глаза на колоссальный уровень коррупции, на ограничения демократических свобод, свободы слова, на фальсификацию выборов и так далее.
Однако, за последние шесть лет российская власть нарушила этот социальный договор дважды. Первый раз ощутимое падение уровня жизни произошло в кризис 2008–2009 годов, правда, это был довольно короткий отрезок времени — 1.5–2 года, поэтому "дорогие россияне" не успели толком его почувствовать и отреагировать должным образом.
Сейчас мы наблюдаем второе и тоже заметное падение уровня жизни — и с точки зрения реальных зарплат и доходов, и с точки зрения того, что инфляция бьет в первую очередь по малообеспеченным семьям.
В последние годы по всей России нарастает волна локальных протестов по различным частным поводам: они связаны с точечной застройкой, закрытием бюджетных учреждений, с экологическими преступлениями, с вопиющими случаями коррупции и злоупотреблений местных властей. Российские СМИ тщательно избегают освещения этих конфликтов населения с властью, но от этого они никуда не исчезают.
Если эти выступления перерастут в сопротивление нарастающему путинскому тоталитаризму, то это может привести как минимум к серьезному политическому кризису, а как максимум к смене режима.
И не говорите мне, что я неисправимый оптимист, и этого ничего не будет, ОК?