Возвращение Надежды. Что запросил Путин?
Освобождение Надежды Савченко из плена стало для многих полной неожиданностью.
Освобождение Надежды Савченко из плена стало для многих полной неожиданностью. Да, переговоры о различных вариантах возвращения украинской летчицы шли уже давно, но Путин упорно гнул свою линию. И это выглядело вполне логично – в его стиле злобного гопника из питерских подворотен. Поддаваться на давление, значит проявить слабость и потерять лицо, а жалость или милосердие он еще в школе КГБ поменял лишний стакан компота. И вдруг – сдался.
Нам сегодня очень важно понять – почему это произошло. Потому что Путин не стал другом Украины, он остался врагом. Убежденным и принципиальным врагом. А врага нужно знать.
Версию о том, что в хозяине Кремля вдруг проснулись человеческие чувства предлагаю исключить сразу. Из человеческих чувств у него осталась только жажда, голод и страх с жестокостью. Набор, как у любого нормального крокодила, плюс жестокость. Рассказы о том, что он хотел именно поменять на Надежду двух своих пленных военных не заслуживают внимания. Плевать он хотел на этих двоих и на всех остальных. Логика у него традиционная для России – бабы еще нарожают, чего жалеть пушечное мясо? Это Украина до последнего пытается вытащить своих из подвалов и тюрем, потому что каждый защитник для нас герой. У Кремля принципиально другая логика и своих они списывают без всяких сантиментов.
Про давление Европы и США я уже писал выше – на давление Путин поддается плохо, тем более, что в ближайшей перспективе никаких бонусов из этого шага он не извлечет. Санкции в июне продлят, этот вопрос решен и никакие жесты Москвы не остановят шестеренок этого катка. А репутационные потери внутри России Путин уже несет. Я не отказал себе в удовольствии почитать сегодня несколько известных российских пабликов и насладился комментариями. Предал Россию, прогнулся перед Обамой, украинцы над нами смеются, он хуже Ельцина, Позорище – и это только цензурные. Вату рвет на куски от разочарования и это цена, которую Путин уже заплатил. За что?
Понятно, что освобождение Надежды Савченко из плена не спонтанное решение Кремля, а результат серьезных договоренностей «Нормандской четверки». Вернее, часть целого пакета договоренностей. Путин очень хочет добиться проведения выборов в Донбассе на российских условиях, чтобы усадить легитимизированных выборами марионеток за стол переговоров с Киевом. Чем раньше, тем лучше. И формально выйти из процесса, представив миру российскую агрессию в виде гражданского конфликта в Украине. Это позволит снять санкции с российской экономики уже в декабре. А свое влияние на украинскую процессу благодаря Донбассу с особым статусам и амнистированным боевикам Кремль сохранит.
Мне кажется, тут Путин допустил большую ошибку. Без поддержки украинского общества реализовать эти соглашения шансов нет. А получить поддержку украинцев такой сценарий не может по определению. И Надежда Савченко первая выступит против этого сценария. С другой стороны, Кремль предусмотрительно оставил еще достаточно заложников для продолжения торговли. И обстрелы не прекращаются. Так что наша сегодняшняя общая победа – лишь один шаг к победе окончательной. Потому что принципиальная разница в целях Украины и России никуда не делать. Они хотят вернуть нас в свою орбиту со статусом послушных младших братьев. А мы не продаем свою независимость. Даже террористам под сумасшедшим давлением.