Турецкий президент Реджеп Эрдоган – вновь герой первых полос западных газет. И не только из-за назначения нового премьер-министра Турции, который обещает стать куда более покладистым союзником президента, чем его предшественник.
Главная новость – это его стремление добиться от парламентариев согласия с лишением депутатской неприкосновенности. Такой шаг Эрдогана – еще одна ступень к президентской республике и лишению оппозиции реального влияния на власть.
Сама мысль о том, что в Турции депутаты могут быть лишены иммунитета на фоне сближения этой страны с Евросоюзом и предоставления ее гражданам безвизового режима, приводит в ужас европейских журналистов. Berliner Zeitung даже называет турецкого президента “террористом без бомбы”.
Как известно, главный сторонник нахождения взаимопонимания с Эрдоганом – федеральный канцлер Ангела Меркель. И в ее стране с особым интересом следят за тем, что сегодня, после истории с иммунитетом, скажет Меркель Эрдогану.
Весь этот сюжет мог бы казаться международным, если бы обещания отменить депутатскую неприкосновенность не были бы любимыми лозунгами украинских политиков. И если бы эти лозунги с таким восторгом не воспринимались общественным мнением.
Парадокс ситуации состоит в том, что как раз в кругах украинской элиты прекрасно понимают, что отмена неприкосновенности – это шаг в сторону от демократии, а в наших условиях перманентного контроля главы государства над силовыми структурами – еще и гарантия полной подконтрольности любого парламента и краха разделения властей.
Но “народные ожидания” относительно отмены неприкосновенности столь сильны, что никто не может позволить себе объяснить гражданам всю пагубность и бессмысленность их желаний. Не говоря уже о риске потере репутации за границей. Наших политиков ведь никто не будет называть “террористами без бомбы”. Нам просто не дадут денег.
И это общественное непонимание азов демократии куда опаснее непрофессионализма, коррумпированности и клановости во власти. Потому что такое непонимание всегда легко использовать.
Потому что грань между демократией и авторитаризмом в нашей стране неразличима именно благодаря этому стихийному стремлению к диктатуре и анархии одновременно.
И пока общество не выплюнет из себя мокроту авторитаризма, оно всегда будет легкой добычей очередного авантюриста, доморощенного или заезжего “террориста без бомбы”.