Спасут ли экономику Украины иностранные инвестиции, кредиты МВФ и приватизация
Прямые иностранные инвестиции, кредиты МВФ и приватизация, вопреки ожиданиям всех украинских правительств, включая и нынешнее, не служат панацеей от всех бед и сами по себе не приведут к экономическому прорыву. Они являются лишь небольшим дополнением к внутренним инвестициям. Опыт стран, сотворивших экономическое чудо, показывает, что только акцент на внутренние ресурсы может обеспечить стране быстрое, но долгосрочное экономическое развитие.
Если посмотреть на такие страны, как Япония, Южная Корея, Китай, мы увидим, что прямые иностранные инвестиции там составляли мизерную часть. Вопреки распространенному мнению, страны Юго-Восточной Азии сделали акцент на внутренних, а не на иностранных инвестициях.
Так, по данным Всемирного банка, в Японии и Южной Корее, при высоком долгосрочном экономическом росте, ежегодные прямые иностранные инвестиции до 1997 года не превышали 0,5% от ВВП. Что касается Китая, то иностранцы вкладывают в китайскую экономику ежегодно 1-6% ВВП. Однако 70-80% иностранных инвестиций в Китай – это китайские инвестиции этнических китайцев (хуацяо) – из Гонконга, Сингапура и офшоров, прежде всего, с Виргинских островов.
При этом общие инвестиции превышали прямые иностранные инвестиции в Японии в 350 раз (30-35% ВВП), в Южной Корее – в 40 раз (20-30% ВВП), а в Китае – в 10-30 раз (30-45% ВВП).
Кредиты международных финансовых организаций идут, прежде всего, на выплату предыдущих долгов, то есть возвращаются кредиторам, а не направляются на развитие экономики
На фоне этих стран Украина выглядит настоящим клондайком для прямых иностранных инвестиций, которые достигли своего пика на протяжении 2005-2012 годов и составляли порядка 5-7,5% ВВП, что выше, чем в Китае, и во много раз выше, чем в Японии и Южной Корее.
Однако, к сожалению, экономического чуда не случилось. И не могло случиться, потому что общие инвестиции за этот период составляли порядка 20% ВВП, а в 2013-2015 годах и вовсе скатились до 10-12% ВВП. Помимо слабого уровня инвестиций, для Украины характерно крайне низкое их качество – например, в дороги и другие инфраструктурные объекты. В целом с 1990-х валовые накопления в основной капитал в Украине упали в пять раз.
Можно конечно, еще предположить, как это делают все украинские правительства, включая правительство Владимира Гройсмана, что экономическому прорыву смогут помочь кредиты МВФ и приватизация. Однако и здесь нас ожидает неудача, как и в случае с прямыми иностранными инвестициями.
Кредиты международных финансовых организаций идут, прежде всего, на выплату предыдущих долгов, то есть возвращаются кредиторам, а не направляются на развитие экономики. В Украине в 2014-2015 годах объем полученных кредитов ($20 млрд) удивительным образом совпал с суммой выплат предыдущих внешних долгов (также около $20 млрд).
Кстати, аналогичная ситуация и с Грецией – из 216 млрд евро, полученных в виде кредитов от МВФ, Евросоюза и Европейского центрального банка, 95% ушло обратно кредиторам на выплату предыдущих займов, процентов по ним и на капитализацию банков. Поэтому, несмотря на, казалось бы, огромную кредитную поддержку, власти Греции две недели назад в очередной раз сократили расходы на пенсии и повысили налоги. Все то же самое ждет и Украину, если не произойдет изменений в государственной экономической политике.
Необходимо создать равные правила игры для всех форм собственности, а не пытаться разово покрыть дефицит бюджета распродажей госсобственности по бросовым ценам.
Что касается эффекта от ожидаемой приватизации, то следует отметить, что доля государственных предприятий в украинской экономике на протяжении последних пяти лет составляет всего-навсего 10% (по методологии Минэкономразвития). Так что разговоры о том, что продав госпредприятия, страна получит невиданный доселе прилив капитала, не имеют под собой почвы. Ведь, следуя такой логике правительства, оставшиеся 90% украинской экономики, находящиеся в частных руках, должны быть завалены прямыми иностранными инвестициями. Необходимо создать равные правила игры для всех форм собственности, а не пытаться разово покрыть дефицит бюджета распродажей госсобственности по бросовым ценам.
Как показывает опыт других стран, если Украина стремится к экономическому чуду или хотя бы к долгосрочному экономическому росту, необходимо, прежде всего, рассчитывать на внутренние ресурсы.
А вот с этим-то в Украине наблюдаются серьезные проблемы: вместо наращивания внутренних резервов происходит их фактическое уничтожение:
- утечка капитала в офшоры за последнее десятилетие составляет ежегодно порядка $15 млрд или 10-15% ВВП, которые могли бы быть проинвестированы в отечественную экономику;
- доходы от экспорта за 2014-2015 годы снизились на $30 млрд, и тенденция снижения в первом квартале 2016 года продолжается;
- за последние два года валютные депозиты украинских граждан в банках сократились почти в три раза – с $23 млрд до $8,7 млрд, то есть $14,3 млрд исключено из потенциального инвестиционного ресурса;
- объемы кредитов реальному сектору экономики снизились на 20-25%, эта тенденция продолжается и в нынешнем году.
Другими словами, Украина только за два последних года потеряла более $70 млрд потенциальных внутренних инвестиций, и продолжает их терять в 2016-м. На этом фоне ожидаемый очередной транш от МВФ в размере $1,7 млрд или давно ожидаемые поступления от приватизации в сумме $0,7 млрд выглядят, мягко говоря, неубедительно.
Украина только за два последних года потеряла более $70 млрд потенциальных внутренних инвестиций.
Как показывает практика, прямые иностранные инвестиции, внешние кредиты и приватизация – это необходимые, но всего лишь вспомогательные инструменты экономической политики, а отнюдь не ключевые. Только лишь акцент на внутренних инвестициях может вывести украинскую экономику из кризиса и обеспечить долгосрочный экономический рост. Либеральная налоговая политика, обеспечение защиты прав собственности (как частной, так и государственной) и верховенство права позволят вернуть доверие внутреннего инвестора и предоставят столь необходимый капитал для развития украинской экономики. А за ним заодно подтянется и иностранный инвестор и кредитор.